ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА
"ВНЕ НАСИЛИЯ"

Антология ненасилия / Ранний период

Даосизм обратно в библиотеку

Джайнизм обратно в библиотеку

Ессеи, терапевты, кумраниты

Ессей-кумранит

Ессеи (или: ессены) — религиозное течение в Иудее, II в. до н. э. — II в. н. э. Описаны у античных авторов: Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Общины их были разбросаны по всей стране и несколько отличались друг от друга по своим правилам. Ессеи, поселившиеся в Египте, назывались терапевтами. Всего их насчитывалось около 4000. В 1947 в пещерах на берегу Мертвого моря были обнаружены рукописи, а вскоре и руины общины, проживавшей там в II в. до н. э. — I в. н. э. Судя по всему, жители этой общины были ессеями.

Полагают, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса Христа было много ессеев.

У них вы не найдете ремесленника, изготовляющего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия или что бы то ни было, служащее для войны. Нет у них и тех мирных занятий, которые легко ведут ко злу: так, они даже и во сне не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо они отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию. У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают рабовладельцев не только как (людей) несправедливых, оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы, которая, подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности. Их (рабовладельцев) коварная и чрезмерно возрастающая жадность расшатала это родство, вместо близости создала отчужденность и вместо дружбы — вражду (Филон Александрийский).

обратно в библиотеку

Раннее и средневековое христианство

Что есть истина? обратно в библиотеку

Максимилиан

Максимилиан

св. МАКСИМИЛИАН ТЕБЕССКИЙ (Maximilian) (274—295) — раннехристианский святой мученик, пострадавший при императоре Диоклетиане за открытое исповедание христианства и отказ от службы в армии.

Максимилиан родился в 274 году в провинции Нумидия Римской империи в городе Тевест (в настоящее время Тебесса, Алжир, Северная Африка). Поскольку его отец, Фабиус Виктор, был солдатом римской армии, Максимилиан тоже был обязан поступить на военную службу в возрасте 21 года. Житие св. Максимилиана недвусмысленно показывает, что он был казнён за отказ от военной службы, которую считал несовместимой с христианской заповедью любить своих врагов, а не убивать их.

В 1680 году был найден акт его страдания и в 1689 году опубликован бенедиктинским ученым монахом Теодором Руинартом в Оксфорде. День памяти св. муч. Максимилиана Тебесского — 12 марта н. ст.

обратно в библиотеку

Лактанций

Лактанций

ЛУЦИЙ ЦЕЦИЛИЙ ФИРМИАН ЛАКТАНЦИЙ (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius) (250—325) — ритор из Африки, принявший в 303 христианскую веру, христианский апологет. Император Диоклетиан пригласил его в Никомидию на кафедру риторики. В 317 был назначен воспитателем Криспа, старшего сына и наследника императора Константина. Труды Лактанция написаны изящным стилем и являются одним из самых ярких образцов не только христианской, но и всей позднеантичной литературы — их целью было «оправдать христианство в глазах ещё привязанной к античным ценностям римской интеллигенции».

Не должно быть никакого исключения в заповеди Божьей, что убить человека всегда грех. Носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие — только истина.

обратно в библиотеку

Даниил

ДАНИИЛ (приблизительно V в.) — египетский монах, старец.

В древнерусском сборнике житий и поучений «Пролог», ведущем свое происхождение от византийских месяцесловов, для 7 июня есть житие старца Даниила. Будучи в плену у варваров-разбойников он непреднамеренно убил одного из них, бежал, а потом раскаялся. Не найдя ни в ком сочувствия своему раскаянию, а лишь сочувствие убийству, он сам нашел себе искупление своего греха в заботе о прокаженном.

обратно в библиотеку

Святые Борис и Глеб

Святые Борис и Глеб

БОРИС (князь ростовский) (ок. 986 — 1015) и ГЛЕБ (князь муромский) (ок. 987 — 1015) — сыновья киевского великого князя Владимира Святославича; приняли смерть без противления от руки своего брата Святополка; первые русские святые, мученики-страстотерпцы, широко почитаемые русским народом.

обратно в библиотеку

Эльфрик

ЭЛЬФРИК (ок. 955 — ок. 1020), игумен ЭЙНШЕМСКИЙ, по прозвищу ЭЛЬФРИК ГРАММАТИК — английский монах-бенедиктинец, автор множества проповедей и житий святых; перевел на староанглийский латинскую грамматику, рассматривался как один из отцов англо-саксонской литературы и письменности.

обратно в библиотеку

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка

ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО (Francesco Petrarca) (1304—1374) — итальянский поэт, один из величайших деятелей раннего итальянского Возрождения, священник-францисканец, дипломат.

Встречаются упоминания, что Петрарка проходил альтернативную гражданскую службу вместо военной.

обратно в библиотеку

Пётр Хельчицкий

Пётр Хельчицкий

ХЕЛЬЧИЦКИЙ, ПЁТР (Chelčicky Peter) (ок. 1390 — ок. 1460) — чешский проповедник непротивления злу насилием периода гуситских войн, идеолог Моравских братьев.

В 1420 удалился в город Хельчиц и здесь написал «Сеть веры» и ряд других религиозно-нравственных сочинений. На основе его взглядов в 1457 возникла религиозная община «Братское единение» в Кунвальде, давшая начало знаменитой общине Чешских, Богемских или Моравских братьев.

Хельчицкий произывал к возвращению к образу жизни первых веков христианства: равенство, обязательный труд всех членов общества; выступал против церковной иерархии, богатства и политической власти католической церкви. Он считал, что истинный христианин находится в извечном конфликте с государством, представляющим чуждую христианству языческую силу, поэтому Хельчицкого считают первым христианским анархистом.

обратно в библиотеку

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский

ДЕЗИДЕРИЙ ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon) (1467 — 1536) — европейский философ голландского происхождения; богослов, писатель-сатирик, поэт; один из наиболее выдающихся гуманистов, предшественник Реформации.

Пацифистские взгляды Эразма представлены во многих его произведениях, но с особенной силой в небольшой «Жалобе мира», все аргументы которой нисколько не потеряли своей актуальности за минувшие пять столетий.

обратно в библиотеку

Этьен де ла Боэси

Этьен де ла Боэси

Ла БОЭСИ (или: БОЭТИ), ЭТЬЕН де (La Boetie Etienne de) (1530 — 1563) — французский писатель и философ, близкий друг Мишеля Монтеня, автор «Рассуждения о добровольном рабстве».

Его выступления против абсолютизма и тирании в поддержку гражданского неповиновения позволяют современным анархистам и сторонникам ненасильственного сопротивления считать его своим предшественником. Мысль Ла Боэти о том, что тирания невозможна без пассивной поддержки со стороны угнетаемых, была творчески развита Л.Н.Толстым и Дж. Шарпом.

обратно в библиотеку

Фауст Социн

Фауст Социн

СОЦИН, ФАУСТ (или: СОЦИНИ, ФАВСТ) (итал. Fausto Paolo Sozzini, лат. Faustus Socinus) (1539 — 1604) — итальянско-польский богослов, основатель движения социниан («польских братьев»).

Происходил из аристократического рода, из-за своего свободомыслия вынужден был уехать из Италии в Трансильванию, а затем в Польшу, где уже активно развивалось движение антитринитариев (отвергающих догмат о Троице). Фауст Социн выступал в пользу религиозной терпимости и против смертной казни — сохранилась его переписка с известным немецким юристом Карпцовым. «Христианин не должен нести государственной службы, а особенно службы военной, ибо с ней связно право убивать. Христианину не должно ни мстить, ни участвовать в судебных процессах, а более всего принимать участие в войне, даже оборонительной». Позже в Амстердаме была напечатана «Библиотека Польских братьев», содержащая многие произведения сторонников пацифизма; они были с огромным интересом прочтены голландскими меннонитами. Умеренные взгляды Социна оказались наиболее популярными среди антитринитариев и распространились впоследствии в Литве, Белоруссии, Германии, Голландии и Англии, дав основание современной Унитарианской Церкви.

обратно в библиотеку

Феодосий Косой

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ (XVI в.) — глава религиозного движения в России, Польше, Белоруссии и Литве.

По происхождению холоп, в конце 1540-х бежал из Москвы и постригся в монахи, затем с 1551 начал пропаганду "Нового учения". Отвергал догмат о Троице и о воскресении мёртвых, поклонение иконам считал идолопоклонством, выступал против церковной иерархии и монашества. Феодосий стремился восстановить христианство в его первобытной чистоте, учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Проповедовал идеи равенства всех людей, независимо от социального положения, национальности и религиозной принаджлежности; выступал против любого социального неравенства: «не подобаеть же в христианох властей быти», призывал к отказу от платежа податей, критиковал священников за то, что они учат «земскых властей боятися и даеи даяти им». Очень смелым было выступление Феодосия Косого против войн: он учил, что христианам «не подобаеть… воевати», а также выступал и против насильственных форм борьбы с социальной несправедливостью. В 1553 был заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев (см. Ф. Социн) и приобрел немало последователей.

обратно в библиотеку

Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский

КОМЕНСКИЙ, ЯН АМОС (чеш. Jan Amos Komensky, лат. Comenius) (1592 — 1670) — чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики, писатель, общественный деятель, епископ Церкви Моравских братьев, т.е. последователей П.Хельчицкого и Яна Гуса.

обратно в библиотеку

Фенелон

Фенелон

ФЕНЕЛОН, ФРАНСУА (САЛИНЬЯК де, маркиз де ля МОТ) (Salignac de La Mothe-Fenelon dit Fenelon Francois de) (1651 — 1715) — французский писатель и проповедник, воспитатель внука Людовика XIV, автор популярного романа «Приключения Телемака».



обратно в библиотеку

Вольтер

Вольтер

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (настоящее имя: Франсуа-Мари Аруэ — Francois Marie Arouet) (1694 — 1778) — французский философ, сатирик, публицист, правозащитник — один из главных представителей эпохи Просвещения.

Отвращение к войне, жестокости и насилию звучит во многих произведениях Вольтера, особенно ярко — в маленькой философской сказке «Микромегас». Вольтер выступал в защиту жертв религиозного фанатизма и государственных интриг. Возмущался жестокостью по отношению к животным и был вегетарианцем.

обратно в библиотеку

Чезаре Беккариа

Чезаре Беккариа

БЕККАРИА, ЧЕЗАРЕ БОНЕСАНО (Beccaria Bonesana Cesare) (1738 — 1794) — итальянский правовед и публицист — выдающийся представитель эпохи Просвещения.

Беккариа был первым европейским образованным юристом, выступившим против смертной казни. Его главное сочинение, «О преступлениях и наказаниях», имело огромный резонанс в Европе, было с восторгом встречено Вольтером, Дидро и другими мыслителями, существенно повлияло на государственных деятелей того времени, что способствовало проведению первых либеральных реформ правосудия и уголовного права в просвещенных монархиях Австрии, Пруссии, Швеции: отмена пыток, сокращение применения смертной казни, утверждение принципа законности. В 1786 году идеи Беккарии легли в основу первого современного уголовного кодекса, который был издан в Тоскане Великим Герцогом Леопольдо; в нем впервые была полностью упразднена смертная казнь.

Маленький камень, брошенный ловкою рукою из пращи этого молодого Давида, поразил в самое чело и ниспроверг гиганта средневековой юриспруденции. Павший гигант уже и не поднялся более. Пытка и теория законных доказательств, коварные допросы, присяги обвиняемого в своей невиновности, приговоры, основанные на обвинениях от необъявляемых лиц, были сразу и окончательно осуждены; смертная казнь обречена на постепенное, хотя и медленное, упразднение.

обратно в библиотеку

Кондорсе

Кондорсе

КОНДОРСЕ, АНТУАН НИКОЛЯ де КАРИТА (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet) (1743 — 1794) — французский философ, математик и социолог, политический деятель.

Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро, был близко дружен с Тюрго и Вольтером, постоянный секретарь Академии наук. Занимая пост генерального инспектора Монетного двора, написал ряд работ по экономике, в которых развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли, реформе уголовного суда, свободе печати и уничтожении крепостного права. Во время Французской Революции избран депутатом Законодательного собрания. Выступал за равноправие женщин и бесплатное начальное образование. В процессе над Людовиком XVI высказался против его казни и вообще против смертной казни, допуская наказание только с исправительной целью. Участвовал в работе Комиссии по составлению Конституции, за критику которой был приговорен к смертной казни, умер в тюрьме.

Главное сочинение — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», о добродетельности и величии человеческой природы и безграничном совершенствовании человечества. Последний этап исторического процесса будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства и деления людей на правителей и подданных. Признан создателем теории «прогресса» и оказал глубокое влияние на Сен-Симона и Конта.

обратно в библиотеку

Анна Ли

Анна Ли

ЛИ, АННА (Lee, Ann) (1736 — 1784) — англо-американская пророчица, основательница и глава общины шейкеров (или: шекеров, шэкеров), прозванная "Матерью Анной".

В 1706 из Франции в Лондон, спасаясь от преследований, прибыли пять «французских пророков», в 1747 к ним присоединилась Анна Ли и несколько квакеров, затем последователи Анны Ли образовали новое движение шейкеров, названное так за ритуальные танцы. В Англии они подверглись преследованиям и вынуждены были в 1874 переселиться в США. Шейкерами проповедовалось безбрачие, общность имущества, равенство полов, трезвость, обязательный физический труд для всех членов общины, особенно земледельческий. Анна Ли учила, что клятва недопустима, а война является дьявольским наваждением. По этой причине во время войны США за независимость все члены шейкерской общины были заподозрены в том, что они являлись английскими агентами, и подверглись заключению. Во время Гражданской войны шейкеры стали первыми из признанных государством отказников от военной службы. Коммуны шейкеров пополнялись не только за счет новообращенных, но и за счет усыновления сирот. Коммуны процветали с экономической стороны: шейкеры стали известны в США как производители лекарственных трав и семян; как основатели простого и элегантного стиля в архитектуре и производстве мебели. В период расцвета в 1820-60 в 18 коммунах насчитывалось 6000 полноправных членов, а всего вместе с "испытующимися" в поселениях проживало около 200 тысяч человек. Сейчас осталась одна община из трех человек в штате Мэн.

обратно в библиотеку

Евфимий

ЕВФИМИЙ (1743/44 — 1792) — основатель старообрядческого Страннического согласия (в просторечии: бегуны).

Родился в Переславле-Залесском, был знатоком книг, иконописцем и каллиграфом. Дважды попадал под рекрутский набор и дважды бежал из казарм. Присоединился сначала к Филипповскому согласию, потом разошелся с ними.

В связи с гонениями на старообрядцев во всех толках и согласиях были люди, бежавшие от властей, но Евфимий разработал стройную систему взглядов: мы живем в последние времена перед Концом Света, и миром правит Антихрист. «Апокалипсичный зверь есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная». Остался один путь ко спасению: «не пространный, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах, о стяжаниях попечение имети», а «тесный и прискорбный, еже не имети ни града, ни села, ни дома». Нужно порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей — видимых знаков власти антихристовой: записи в ревизии, платежа податей, военной службы, паспортов, присяги. Позже движение разделилось на ряд групп по степени радикализма: странничать ли всю жизнь или перед смертью, пользоваться ли деньгами, как относиться к браку и пр. «Во всех онех... званиях можно всячески християном быти и правую верую содержати», кроме военной службы.

Последователи Евфимия всегда были малочисленны, но, несмотря на все репрессии, широко распространены по всей России. Даже и в настоящее время их общины существуют в глухих местах Сибири и Северного Урала.

обратно в библиотеку
Сайт управляется системой uCoz