Десмонд Туту

Два фрагмента из выступлений

Когда ты не в ладах со своим правительством, и оно преследует тебя за то, что ты стараешься быть послушным своему Господу и Владыке, в этом есть свои положительные стороны, и самая чудесная из них — это возможность открыть для себя головокружительную реальность того, что ты являешься членом Божьей Церкви. Тогда экклезиология становится живой. Начинаешь понимать, что обещание, данное Господом нашим Петру и всем прочим, оставившим все, чтобы следовать за Ним, обещание, что у них будет братьев и сестер без числа — не легкомысленное обещание. Это правда — у тебя есть семья, члены которой разбросаны по всему миру, и большинство из них ты никогда не встретишь по сю сторону жизни и смерти, и они любят тебя, и молятся за тебя, и поддерживают тебя. Это почти физическое ощущение, и ты вспоминаешь видение Захарии, когда Яхве обещает ему, что в восстановленном Иерусалиме будет столько народу, что обычные городские стены не вместят его, но Сам Яхве станет как бы стеной огня вокруг Иерусалима. Мы испытали на себе нечто подобное этой «стене огня» в любви, молитвах и заботе, проявленных нашими сестрами и братьями по всему миру. Это — глубочайший уровень нашей койнонии, нашего совместного участия в жизни Святого Духа на личном, даже сокровенном уровне. Поэтому одно из самых важных порождений ВСЦ — это экуменический круг молитв.

Когда я был генеральным секретарем Южноафриканского совета Церквей (это было в один из мрачнейших периодов наступления апартеида), — мне прислали церковный бюллетень одного лютеранского прихода, не более и не менее как с Аляски. За нас там молились, наши имена были напечатаны в бюллетене! За нас поименно молились — на Аляске! Да разве мы могли не победить?

Как-то раз я попросил одну отшельницу рассказать о своей медитативной жизни. Она жила тогда в лесах Калифорнии. Она начинала день в два часа ночи и молилась за меня. Вот так: где я, а где за меня молятся — в Калифорнии, в два часа ночи! И мне подумалось — да какие же против нас шансы у правительства Южной Африки!?

Сантьяго-де-Компостела 1993: Пятая всемирная конференция «Вера и церковное устройство». Десмонд Туту, Обращение (IV и X).

Десмонд Туту, из официального отчета Пятой всемирной конференции по вере и церковному устройству «На пути к более полной койнонии». Desmond Tutu, in On the Way to Fuller Koinonia: Official Report, Fifth World Conference on Faith and Order, eds Thomas F. Best & Gimther Ga Geneva, WCC, 1994, p. 100.



Наш опыт, который, наверное, повторят где-нибудь еще, заключается в том, что проблему церковного единства, по существу, нельзя отделять от борьбы за справедливость, или, говоря напрямик, что эта борьба становится куда более опасной и трудной, а, быть может, даже невозможной, если Церковь разделена. Когда наша Церковь занялась обсуждением проблемы миссионерской деятельности, наши заокеанские партнеры категорически заявили, что «апартеид слишком силен для разделенной Церкви».

Некоторые из наиболее воодушевляющих моментов борьбы за справедливость, мир и свободу Южной Африки наблюдались тогда, когда Церкви были вовлечены в единое свидетельство против беззакония порочной системы апартеида. Я вспоминаю, как экуменическая группа, состоявшая примерно из пятидесяти духовных лиц, была арестована в Йоханнесбурге за то, что вышла на демонстрацию протеста против ареста своего коллеги. Сидя в камерах, расположенных под зданием суда и ожидая решения своего дела, мы совершали молитвенное служение. Покойный Джозеф Уинг, генеральный секретарь Объединенной Конгрегационалистской Церкви, а также секретарь Комиссии по вопросам церковного единства (которого любовно называли «мистер Церковное Единство»), не выдержал и, разрыдавшись, сказал: «Много лет я тружусь во имя единства Церкви, но никогда не переживал его так, как переживаю сейчас». Мы даже провели сбор денежных пожертвований, потому что Лия, ослушавшаяся своего мужа и присоединившаяся к нашему маршу протеста, встретила молодую женщину, которой грозила тюрьма, если она не заплатит штраф. Это был редкий случай, когда церковный сбор привел к столь непосредственному и волнующему результату.

Когда южно-африканское правительство наложило запрет на деятельность самых популярных политических организаций, оно не предполагало, что Церкви предпримут что-нибудь особо значимое, и, наверное, было потрясено, когда целая фаланга церковных руководителей, являвшая собой самый широкий спектр представителей Церкви, прибыла в Кейптаун и была арестована сразу после того, как, покинув англиканский собор св. Георга, маршем направилась к парламенту, расположенному совсем неподалеку. В самый разгар репрессий, когда их инициаторы, наверное, думали, что наш народ утратит силу духа, их, вероятно, глубоко изумила широкая кампания неповиновения всем законам апартеида, проводившаяся под эгидой массового демократического движения. Церкви принимали участие во всем этом, проводя свою кампанию, организованную Южно-Африканским советом Церквей и проходившую под лозунгом «Отстаивая истину». Церковных руководителей, особенно в Кейптауне, пытались арестовать, хотя не всегда это удавалось одинаково хорошо. Это были тяжелые дни. Правительство Южной Африки поняло, что гонения могут настолько усилиться, что международное сообщество выразит свой протест.

Единое церковное свидетельство и бодрый настрой всего народа в какой-то мере, должно быть, убедили де Клерка предпринять удивительные и довольно опасные инициативы, включая освобождение Нельсона Манделы и его соратников, а затем 2 февраля 1990 г. объявить парламенту о легализации некоторых политических групп (ANC, РАС, SACP и т. д.). Таким образом, последовавшие вслед за этим волнующие события, в какой-то мере обязаны свидетельству Церквей, которое было мощным, поскольку было относительно единым. Можно сказать, что в Южной Африке не было бы никакого апартеида, если бы некоторые Церкви не пытались дать богословское оправдание этой безнравственной и порочной системе.

Итак, наш опыт показывает, что единая Церковь может гораздо более эффективно бороться за справедливость и мир против угнетения и несправедливости, — и в этом нет никакого сомнения. Быть может, мы сумеем постичь всю глубину нашего единства по мере того, как вместе будем бороться за справедливость и мир. Представьте, что произошло бы в Северной Ирландии и других странах, если бы Церкви на самом деле говорили и действовали, как единое целое — религиозные различия лишь обостряют различия политические, социальные и экономические.

Десмонд Туту — до недавнего времени являвшийся англиканским архиепископом Кейптауна, а также бывший генеральный секретарь Южно-Африканского совета Церквей, бывший председатель Всеафриканской конференции Церквей и лауреат Нобелевской премии 1984 г. — представляет собой одну из самых значительных фигур в церковной жизни XX века. • On the Way to Fuller Koinonia: Official Report, Fifth World Conference on Faith and Order, eds. Thomas F. Best & Gbnther Gassmann, Geneva? WCC, 1994, pp. 96-97.



Изд: Экуменическое движение. Антология ключевых текстов. Сост. М.Киннемон и Б.Коуп, М., «Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея», 2002.

Пер: А.Шурбелев, А.Дорман, Т.Тамаева.

Date: 8 марта 2008

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Сайт управляется системой uCoz