Н. ЗИБАРОВ.

О

СОЖЖЕНИИ ОРУЖИЯ

ДУХОБОРАМИ

-----

Рассказ

Записанный со слов духобора Н. Зибарова

В. Б-м и А. Ч-ой.

 

Издание "Свободного Слова"

№ 28.

-----

A. Tchertkoff.

Purleigh, Maldon, Essex, England.

1899

 

 

 

О СОЖЖЕНИИ ОРУЖИЯ У ХОЛОДНЕНСКИХ
ДУХОБОРОВ.

Рассказ Николая Савельевича Зибарова.

(Записали: В. Б. и А. Ч.)

 

У нас дела делаются так: если кто в каком-либо обществе надумает что, то он говорит об этом на сходе: если сход примет, тогда делают съездку из всех обществ, и если решат принять, то объезжают всех, кто в ссылке, спрашивая их совета или согласия.

Насчет оружия началось так: сперва оставили водку и трубку, а потом, как пошла тяжба из-за дома *), и у нас никто не думал, чтобы можно отнять у нас этот дом, так как и правительство знало, чей он, и когда подписались 21 духоборческое селение, окольных жителей - армян и татар - 27 селений, из каждого селения по 7-10 понятых, старшины с приложением казенной печати, попы православные, муллы татарские и из малой партии старшина, а также судебный пристав, и когда все это не подействовало, и у нас правительство отняло дом, - то мы увидели, что здесь нет правды. Сначала дело вели сами, потом сдали адвокату, а адвокаты нами как шарами играли, только деньги брали. Мы решили прекратить это дело. Увидавши же, что там в правительстве нет правды, стали и у себя замечать неправду.

------------------------

*) Сиротский дом.

 

- 4 -

Мы - христиане, а в суд подавали, а нам не нужно было бы тягаться, - завладел и ладно. Потом увидели, что мы христиане более на языке, а не на деле. Вот и решили прежде всего бросить пить вино и курить табак, - это было в 1893 году, - так как увидели, что это дело плохое. Видели, как Игнат Губанов *), всегда пьяный, дела делает дурные; вот этот пример нам явно показал, куда ведет пьянство, - мы его бросили и увидели, что это очень хорошо. Потом начали толковать об убийстве животных - это было уже в 1894 году. Многие были несогласны не убивать; стали толковать, что без мясного в нашей стране жить нельзя. Мы спросили ссыльных старичков: они были согласны не потреблять мясного, и мы тогда порешили бросать всем сразу, в день 8-го ноября, 1894 года, употреблять мясную пищу и тут же увидели, что, ежели решили не есть мясного, то надо и оружие уничтожить. Много толковали об этом, но многие из нас не соглашались. Спросили у солдатиков - те согласились; у ссыльных - тоже; вот и решили сжечь оружие, потому что если бросить просто куда - не видно для всех будет, а еще потому, что заявили уже правительству, что во время тревог и розысков разбойников решили не выезжать на них, так как порешили не убивать зверей, а людей и подавно. Нам не верили. Из малой партии все доносили, что мы это все врем для того, чтобы их, малую партию, подвести под служебные оброки; по всему этому мы решили сжечь оружие, да так, чтобы это стало известно не только нашему округу, но и всей России и, даже, Европе.

------------------------

*) Брат покойной Лукерьи Васильевны Калмыковой (управительнице Сиротского дома) - главный воротила малой партии, незаконно оттягавший Сиротский дом и все общественное имущество в свою пользу, подкупив правительственных лиц.

А. Ч.

 

- 5 -

Вот потому то и назначили петропавлов день, чтобы собраться и сжечь оружие. Так и говорили: "если не верите, увидите - сожжем оружие". Заявили тут же правительству, что во время наших праздников не будем выезжать на ваши требования к приставу и в другие места к вашему бунту, так как никогда не обходились смирно, всегда бывали препирательства.

На день Петра и Павла собирается очень много народа; мы решили, что в этот день будем сжигать оружие, а малая партия стала доносить, что будем наступать на сиротский дом, на село Горелое. Тогда начальство собрало окольных жителей - татар и армян (милицию), - положило им по 50 коп. в день на человека и харчи, но им ничего не заплатили; потом пришел баталион солдат и две сотни казаков. А мы все-таки продолжали свое; привезли около двадцати возов дров и угля, пудов 15 - 18 керосина, собрали все оружие, кроме ножей, сложили все вместе с вечера под петропавлов день. Когда вывозили оружие, то женщин было мало, все больше мужчины (около 1000 человек), и каждый клал свое оружие сам, каждый хотел свое зло сам сжечь.

Оружие было разное; были старые кремневки, хорошие ружья в серебре, и больше все заряженные. Как сложили - все облили керосином; костер был вышиной сажени две, а в окружности 25 саженей.

Костер зажгли, а народ все ехал и ехал; кто не успел еще положить, тот подкладывал сам свое оружие. Стояли кругом костра стеной и смотрели как горел костер; простояли так с вечера до двух часов ночи. Свет от костра был очень большой - как днем. Вскоре открылась страшная стрельба от заряженных ружей; многие со слезами просили народ отойти подальше, но народ стоял и, удивительное дело, никого не ранило, только часто слышалось:

 

- 6 -

- Ой, братец, не тебя-ли?...

- Нет, меня, слава Богу, нет; не тебя ли, брат, хватила?

- Мимо прошмыгнула...

В первую ночь, когда прогорел костер, то ружейные стволы торчали обгорелые; мы решили их слить. На другую ночь привезли воз углей, три меха, выкопали яму, раздули мехами сильный огонь и сплавили все стволы, все оружие в один громадный кусок.

Порох тоже бросали в огонь, а некоторые сыпали его дорожками и зажигали - забавляли народ: - порох горел змейкой.

Ночью был туман. Казаки, высланные разыскать нас - говорят - долго искали и не нашли; проехали мимо Богдановки и заехали далеко; только утром нашли нас.

Когда оружие горело, мы пели псалмы. Потом, после двух часов, стали на богослужение, которое и продолжалось от двух часов ночи до трех часов дня. Богослужение потому так долго продолжалось, что продолжалось долго лобзание. После богослужения закусили и разъехались по ближайшим селениям и вновь собрались в два часа ночи 30-го июня опять на богослужение. Народу было немного меньше - тысячи две с половиной; - богослужение продолжалось часов до 12.

Поутру, на восходе солнца, приехал нарочный и говорит, что привез предписание, чтобы каждый домохозяин к 9-ти часам утра 30-го июня явился бы в селение Богдановку. У нас в это время шло богослужение. Мы ему сказали, что как и раньше заявляли, что не можем бросать богослужение для других дел; и что не можем справлять другое дело, не покончив первое. Когда окончим богослужение, тогда и пойдем, но не знаем, успеем или не успеем к назначенному времени, не покончивши же не пойдем.

 

- 7 -

Нарочный испугался, что мы так ответили на приглашение губернатора, повернулся и полетел, как оглашенный, назад. Через час или полтора явился второй; также ответили и второму.

Не докончили мы немного, осталось только дочитать псалом, как тут налетели казаки.

Моление было это на месте, которое мы называем Орловской пещерой.

Пещеры никакой собственно нет; только так называется место; тут был домик; сюда съезжались на богослужение. С одной стороны гора, с другой - страшная пропасть. Казаки так наперли, что чуть не свалили всех в пропасть.

Казаки, не доезжая саженей 70 - 100, выкинули смертный флаг; Прага *) скомандовал на ура, и они бросились в полный скач, крича и визжа, на толпу и стали бить...

Наши стали спрашивать: "За что ты бьешь? Что ты с нас хочешь?..."

Прага велел заиграть трубачу в рожок и произошло отступление.

Наши стали спрашивать опять: "За что ты бьешь?"...

Я стоял с краю. На меня наскочил урядник и проговорил: "не подчиняться, не признавать власти над собой, не хотите знать императора?"... Я ответил: "Мы подчиняемся тому, чтó не противно закону Бога". Он осерчал, схватился за саблю, позвал к себе еще трех казаков и велел им меня бить.

Я говорил им: "прости вас господи, бедные люди, что согрешаете из-за нас". Били меня по голове, плечам, щекам, кровь текла везде; щеки потом почернели; я закрывал глаза руками, боясь, чтобы не выбили их. Когда урядник выхватил на меня шашку, я ему сказал: "прости тебя

------------------------

*) Начальник казачьей сотни.

 

- 8 -

Господи, что так согрешаешь". Он очень осерчал, взмахнул надо мной шашкой, но не ударил, а стал вкладывать шашку в ножны, лошадь отошла от меня; он обозлился на лошадь, стал ее бить и вдруг отскакал от меня саженей на пятнадцать и, разогнавшись оттуда, хотел смять меня и затоптать, но лошадь не наскочила, а только сильно ударила копытом по моей ноге и набила большой синяк. Он опять стал меня бить и другие били; потом он, видимо, устал, плюнул и отъехал; отъехали и другие.

Меня перестали бить и стали бить других.

Перед второй атакой они разъезжались, чтобы разбить нас и передавить, но лошади останавливались перед толпой или падали на колени; многие казаки плакали и били. Наши говорили: "прости вас, Господи, бедных людей; чтó вы делаете, то и сами не ведаете; если бы вы знали, чтó мы думаем, вы бы не стали делать так; вы бы отдали себя за другого, а не стали бы бить других". Некоторые очень злились на эти слова, а другие жалели нас и плакали. Прага, когда замечал, что кто-либо из казаков плохо бьет, приказывал бить того, и их били. Избили нас всех так, что узнать нельзя было никого; лица у всех распухли; кожа и мясо кусками посшиблены с лица, глаза налиты кровью, а кругом них напухшее, почерневшее мясо. Все покрылись кровью. Кровь лилась с соседа на соседа; после потемнело от нашей крови. Женщины и подростки были также избиты.

Наши в третий раз спросили Прагу: "что ты хочешь из нас выбить?" Прага обозлился и сказал: "отрезать шлепки!" Казаки отрезали стали нас бить дротом. У некоторых нагайки разбились; Прага велел им бить "приклом" *).

------------------------

*) У каждого казака к седлу привязан кол на веревке, который он употребляет, когда пускает лошадь пастись, то привязывает ее на веревку, а кол втыкает в землю.

 

- 9 -

Казаки так и делали: они брали в руки веревку, а колом били.

Очень приходилось от этого плохо. Многим попадало прямо в голову и разбивало кость, так что люди падали в обморок, - такие были сильные удары. Я закрывал лицо руками, поднимая их над головой; казаки все целились, стараясь бить по глазам и лицу.

Когда нас били, братья, стоявшие в середине толпы, кричали: "братья, старайтесь пролезать на края, заменять других, кого избили, а то забьют наших братьев". Так мы и менялись.

Когда в третий раз кончили бить, наши опять спрашивают: "что ты хочешь с нами сделать? Забить что-ли, или предоставить куда?" Прага стал говорить:

"Слышите ли вы, что вам нужно явиться в Богдановку? Приезжали к вам нарочные?"

- Слыхали, - говорим, - приезжали и нарочные.

- Почему же вы не пошли?

- Мы, как сказали, так и хотели сделать; хотели кончить богослужение, а потом идти.

Как мы это сказали, Прага закричал:

- Поворачивайся в Богдановку, женщины выходи из толпы!

Женщины стали упираться; боялись, что как они выйдут, так мущин и решат на смерть.

Прага приказал бить женщин и выгонять их из толпы. Казаки сбивали с женщин платки (шелковые наколки), и многие брали их себе в карманы. Одна женщина, Степанида Попова, видя как казаки срывают платки и прячут их в карманы, обратилась к ним и сказала: "вы не защитники, а грабители".

Тогда они окружили ее и стали бить плетьми.

Женщин выделили и погнали всех; и женщин, и мужчин.

 

- 10 -

Потом Прага приказал воротить человек сто, чтобы все справить: запрячь лошадей в фургоны и все гнать следом в Богдановку; подвезть немощных, избитых, - ими он очень интересовался, чтобы представить начальству всех, кого он избил - на войне, мол, побывал. Остальных приказал гнать. Наши как пошли, так запели псалом; молодые вышли вперед, которые могут хорошо петь; Прага сейчас же закричал: "разбить пение!" казаки бросились и нагайками разогнали.

Прага крикнул: "песенники вперед!"

Казаки выехали и заиграли песенку, самую разудалую, так что слушать было зазорно.

Мы все-таки продолжали петь. Шли и пели псалом:

Тебя ради, Господи, возлюбим врата тесныя;

Тебя ради, Господи, оставим отца и матерь;

Тебя ради, Господи, оставим брата и сестру;

Тебя ради, Господи, оставим весь род - племень свой;

Тебя ради, Господи, оставим все житье - бытье;

Тебя ради, Господи, хожу в тесноте гонений;

Тебя ради, Господи, терплю хулы, поношения;

Тебя ради, Господи, хожу алчущий и жаждущий;

Тебя ради, Господи, живу без покровища.

Богу нашему слава!

Стали догонять до Орловки; там вышли все - и старый и малый, - все плачут. Прага за весту увидел этот выход и велел двадцати казакам броситься и разогнать толпу. Казаки бросились; детишки успели убежать, а старики и старухи не успели, и их били очень много и очень сильно. Кто был помоложе, несмотря на биение, бросились к толпе, чтобы помочь ей собой, не все, мол, их будут бить, пусть и нас побьют, а то еще их забьют. Знаете как говорится: "что будет предкам, то будет и последкам".

 

- 11 -

Детишки забились по хатам, а родители их остались там в толпе.

Когда гнали, было много разговоров с Прагой. Прага расспрашивал у меня, Николая Зибарова, и Григория Плотникова о нарочных, о том, как они приезжали, что нам говорили, что мы им отвечали и прочее. Мы ему все в подробности рассказали, а он потом говорит: "вот если бы вы не сопротивлялись, вот вам бы ничего и не было бы, а теперь еще будет". Мы оба ему ответили: "скажи, вот ежели ты заходишь в свою церковь, - у вас же ведь есть, хотя ты и на службе, своя церковь, - и вдруг тебя вызывает другой человек, выходишь ли ты из церкви, не окончивши молитву?" Он отвечал: "Нет, не выхожу; должен я кончить, за чем пришел и что начал", а потом спохватился и добавил: "конечно, смотря кто зовет; может быть звать будет мужик какой, тогда зачем я пойду? А вот ежели полковник, губернатор или министр будет звать - тогда надо итти сечас же, бросив все". А мы ему ответили: "для нас все люди равны, губернатор ли какой, или мужик простой - все равны, только разница в том, что один надевает на себя разные лишние одежды и украшения - серебряные и золотые разные там пуговки; и вот ежели эту одежду скинуть с него и надеть ее на простого мужика, так и мужик будет такой же страшный, как и он". Прага очень осерчал на это и закричал: "вон! С глаз моих долой!"... Бить нас здесь не бил, уморился видно, а вот когда отделял баб от нас, все сам бросался на тех, кто ему что-либо отвечал не в его духе, даже связал тогда некоторым руки назад и так гнал, а некоторых связал за разговоры в дороге. Один из наших - Иван Илясов - сказал ему: "какой мерой будешь мерить, ту и получишь". За это Прага приказал бить его. Его

 

- 12 -

сильно били казаки, а потом велел связать его. Его связали, а он итти не мог. Тогда его бросили на фургон. Илясов раньше был уже очень сильно избит, так что его вели под руки. Прага подъехал, поинтересовался им: ишь, мол, до чего дослужился; потом стал с ним разговаривать, а тот отвечал ему так, как думал, - ну вот ему и дали еще, а потом бросили.

Не догнавши за версту до Богдановки, - Прага приказал всех остановить, а потом поскакал с боку нас и кричит: "скидайте шапки, губернатор едет!" Мы - я, Николай Зибаров и Михаил Плотников - ему отвечали, что губернатора мы видали и не только губернатора, но и князя Михаила видали; когда подъедет - знаем как говорить. На вопрос и ответ будет. Он закричал: "вы опять разговаривать! Ура!..." Казаки бросились на ура и стали бить нас; страшно били, по больному было нестерпимо больно, но наши терпели. Казаки бьют и кричат: "скидай шапки!" Кто скинул, тех били по голым головам; тогда они опять надели шапки и бросились в кучу; здесь очень нас избили - сказать трудно, - так как народ стоял растянуто. Разбили нас на несколько куч и били. Но потом мы все-таки сжались в одну кучу; бой все продолжался, нагайки так и свистели над головами; становилось нестерпимо терпеть; те, кто был в середине, стали очень кричать: "переменить братьев, переменить, пробивайся наперед!" Те, кто стояли по краям, и кого били, те не кричали совсем, а кто в середке стоял, те очень кричали и выбивались на края. Бедные бабы наши бросались, рвались к нам на защиту, но их не пускали казаки, отгоняли плетьми. Потом Прага отскочил от нас, а тут губернатор. Прага что-то с ним разговаривал, а казаки сначала не заметили губернатора и продолжали нас бить.

 

- 13 -

Губернатор очень осерчал, подскочил к нам и начал нас бить палкой. Старик Плотников пробирался к губернатору, чтобы поговорить с ним; его казаки били, но он держался обеими руками за картуз и так все подходил и подходил к губернатору. Губернатор увидел его и догадавшись, что он идет к нему, а шапку не снимает, очень рассердился на него и стал старика бить своей тросточкой прямо по голове. Плотников все-таки не снял картуза, а только спрашивал: "за что нас бьют, и что вы с нас хотите?"

Тех, кто снял картуз и вышел из толпы, опять стали бить. Я закричал: "надевайте картузы, а то забьют; бегите в гурте!..." На меня за это набросились три казака и очень стали бить.

Губернатор сел в коляску и поехал, велев гнать нас в Богдановку, сказав: "а там с ними распорядимся иначе..." До Богдановки нас так гнали, что мы должны были все время бежать рысью.

В Богдановке начали переписывать нас, но всех не переписали и бросили.

Богдановцев тоже били, но за селом, так что мы не видели этого битья. А когда кончили бить, - как рассказывали они нам - им велели итти к нам. Они пошли и запели псалом. Начальство приказало казакам разбить их. Казаки бросились и очень стали бить их. Тогда мы бросились к ним навстречу, чтобы собой защитить их и взять в гурт. Казаки не хотели нас пускать, но мы все-таки кучей продвинулись несколько вперед. Некоторые из наших бегом бежали к Богдановцам, и многих из них казаки не могли догнать; многих же били и давили лошадьми. Одному из наших, пятидесяти летному старику Петру Пыхтину, переломали три ребра. Дело

 

- 14 -

было так: казаки бросились на него и стали топтать лошадьми; одна наступила ему на бок и продавила ребра. Женщины по огородам бежали из дворов к нам на помощь; перескочив через каменные ограды, они подбежали к Пыхтину, но не могли его поднять; побежали принесли войлок и отнесли в хату. Казаки хотели очень многих затоптать лошадьми, но, удивительное дело, топчется, крутится лошадь, а не наступает на человека; все переступает через него; смотришь, он встал и побежал, а казаки за ним, так и думаешь вот-вот совсем задавят любошного на смерть!

В Богдановке нас скоро всех распустили. Мы все поехали по домам.

Встретились мы тут с казаками, которых Прага вернул, чтобы собрать сожженное оружие; они везли сплавленное железо от оружия на двух фургонах, каждый запряженный четвериком.

Мы благополучно доехали до Горелова, а там стояли часовые вокруг селения. Часовые нас не пустили, а послали одного спросить у старшóго, можно ли проехать? страшóй разрешил, но за каждой повозкой, пока мы ехали через Горелое, шли по четыре солдата. Мы ехали все избитые, все в крови; Гореловцы (малая партия - правительственная) высыпали со всех четырех улиц на одну и смотрели на нас; многие плакали, в особенности женщины; многие же глумились и кричали нам: "до чего вы себя довели!"

Мы с солдатами говорили о всем нашем деле, по дороге закусывали, и солдатам предлагали орехи, пироги, но они боялись брать, так как им было приказано ничего не брать от нас. Многие солдаты плакали и говорили, что рады бы взять, да не могут, и благодарили нас. Они провожали нас с полверсты за селение.

На другой день прибежал ко мне из Орловки Василий Рязанцев, которому дали знать из Бог-

 

- 15 -

дановки, а он рассказал мне, что в Богдановке казаки безобразничали целую ночь, бегали из хаты в хату и бесчинствовали... Я поехал в Троицкое, дал знать всем старичкам; собрались мы там, посоветовались и решили поехать к жандармскому полковнику спросить: есть ли такие права у русского императора, чтобы делать такое безобразие? Мы - я и Андрей Плотников - пошли пешие в деревню Спасовку; не доходя одной версты - Спасовка уже была видна - мы увидали казаков; они выезжали из селения и направлялись в Богдановку; мы немного обождали, чтобы не попасться им на глаза; потом пошли в Спасовку; пришли к своим знакомым, которых знавали раньше, как своих родных братьев, и не могли узнать их лиц, - так они все избиты. Тут мы увидели человек шесть, которых несли на войлоках - (они были без памяти), - их отливали водой; некоторые из них лежали недели по две и не могли ходить. Спасовцы рассказали нам, что приезжали казаки, заехали к старосте и стали ему говорить: "иди указывай нам постников". Староста сначала не хотел. Они его побили. Потом он пошел и начал указывать. Тут казаки и избили всех наших братьев. Били, где только находили кого: в хате ли, за обедом ли, на дворе ли: - били просто так, ничего не спрашивая, ничего не говоря, били до полусмерти...

В Спасовке нам запрягли лошадей, и мы поехали в Ахалкалак, чтобы спросить у жандармского полковника о том, о чем хотели.

В Ахалкалаке нас встретил весь город - армяне и караимы, - встретили, как бы воскресших (нас считали умершими). - Расспрашивали о всем деле, и все очень сочувствовали нам. Жандармы бегали по толпе, подслушивая: кто что говорит. Но нас, несмотря на это, все-таки окружила толпа, и мы рассказывали все чередом,

 

- 16 -

как что было. Нам сообщили, что теперь уже отменили наказания; назначили старост от правительства, а через три дня нас выселяют - 35 домов (первая партия). К начальству мы не пошли, а закупив подков и гвоздей, повернули домой, готовиться к высылке.

Приехали домой, а там уже, оказывается, начальство собирало общества и объявляло указ и распределяло, кому сначала выселяться. Я пришелся в первую партию. Старшина приказал продавать худобу, весь домашний обиход, дома, хлеб и пр. За дешевую цену не велел продавать, а покупщиков не было. Цель его была, чтобы мы совсем ничего не продали, а все осталось бы так не проданным, и чтобы все, таким образом, попало в малую партию. В этот день покупателей не было. Мы везде по округе дали знать, чтобы приезжали покупатели. На другой день приехали покупатели, и пришла рота солдат. Покупатели многое уже купили, погнали скот и пр., а солдаты все отняли, а скот вернули обратно, говоря, что мы дешево продаем.

Так, например, я продал одиннадцать коров с телятами, которые каждая стоили мне от 30 до 50 рублей, а я продал их всех за 110 рублей. Скот мой уже угнали и отогнали с версту от селения. Солдаты вернули их и коров мне отдали назад, а я, конечно, вернул деньги. Покупателей всех выгнали. Их всех избили до полусмерти, так что некоторые еле-еле могли итти. Потом мы обратились к баталионному начальнику и попросили его допускать покупателей. Он нам сказал: "вы не продавайте за дешевую цену армянам и татарам, вы продавайте гореловцам (малой партии); они будут больше давать вам". Мы опять просили его допустить покупателей и сказали, что если будут из малой партии давать цену, то будем продавать им. Он позволил

 

- 17 -

пустить покупателей не более как на час. Покупателей наехало очень много. Они запрудили все дороги вокруг села. Наконец, покупателей пропустили к нам, они въехали в село и стали покупать всякий скарб.

Приехал (из малой партии) мой родственник - дает за 11 скотин 50 рублей; просто смеется. Я рано утром погнал будто на пастбище и - прямо к армянину. Тот и забрал их за 110 рублей. - Дешево, конечно, а все же больше, чем Горельцы давали. А усадьбу всю за 180 рублей, фургон, 5 саней, повозка, яслы на 200 овец, лесу - 40 бревен, лопаты, вилы, грабли, орудия, кадки пошли за даром. Одни плуги стоили этих денег.

На третий день нам приказали, чтобы мы чуть свет были на готове. Мы приготовлялись к этому времени, так что всю ночь не спали. Чуть свет запрягли лошадей и выехали на край села. Моя хата была с краю, и все пять домов съехались ко мне. Я много не мог продать. Не продал дом, птицу, хлеба осталось пудов 150; остался посев 25 десятин и вся домашняя принадлежность. Хлеба я роздал пудов 200 оставшимся братьям; просил их, чтобы они лошадей своих откармливали лучше, в путь-дорогу готовились бы. 50 пудов удалось продать. Ключи от дома, от амбара я препоручил соседу и просил его раздавать хлеб и имущество братьям, а если что удастся продать - просил продать, а деньги или выслать мне, или отдать братьям, которых приговорили к высылке.

Как только мы выехали из дома, солдаты сейчас же бросились в дома и стали ломать замки, ловили и резали кур; птица всякая закричала, поднялись стаи голубей - жутко стало.

Выезжали мы не грустно, а даже с радостью, бодро и согласно выезжали, хотя и видели мы, что

 

- 18 -

все добро свое оставляем; оставляем навсегда те места, где наши деды и прадеды жили; да знали мы и то, что идем за правое дело, и ничего не жалко было.

Накануне вечером батальонный собирал нас к себе и говорил нам, чтобы мы ночью подумали бы хорошенько, не одумаемся ли мы и не захотим ли подчиниться правительству. Говорил нам, чтобы мы не думали, что нам дадут на своей худобе работать; говорил, что все отнимут. Мы думали, что в Богдановке будут отнимать. Так солдаты и старшина говорили; так в этом все были уверены, что некоторые даже по две рубашки на себя надели; все, мол, на первое время перемениться есть чем.

На утро, когда мы собрались на конец села, батальонный опять приехал к нам и опять уговаривал одуматься и всех, каждого по одиночке, допрашивал, не желает ли кто остаться; кто желает, пусть остается. Мы говорили, что мы не охотой идем, мы только охотно справляем закон Бога нашего; если вы нам позволите справлять закон наш свободно, то мы никогда и не уйдем отсюда.

Он спросил: "что же вы хотите?" - Мы отвечали: "Мы хотим пользоваться свободой, подати за землю будем взносить, так как она не наша, а казенная, и за нее мы платить можем, так как пользуемся ей и кормимся от нее. Аренду мы, по нашему закону, заплатить можем казне, все равно как и всякому другому помещику". - Батальонный закричал: "не разговаривать". - Но я продолжал: "А какую другую подать для государства, военную или какую иную, - платить мы не можем и не будем, так как мы двум господам служить не можем".

Он сильно осерчал на это и закричал: "не разговаривать! Я спрашиваю не тебя, а других. Нет ли желающих?..."

 

- 19 -

Я опять отозвался: "кажется, желающих не оказывается". - Он опять дюже осерчал, зашумел, затоптал ногами, пододвинулся ко мне совсем близко и закричал: "Я тебе не раз говорил, чтоб не разговаривать!..." - Я больше не стал говорить.

Тогда мой товарищ Василий Шерстобитов (он сидел на первом фургоне) сказал: "кажется, охотников нету, можно ехать".

Батальонный опять закричал: "не разговаривать, а дождаться ряду, как прикажу!" Потом он еще раз спросил: "кажется, охотников не будет?" - Мы промолчали. - Тогда он сказал: "Ну, с Богом, отправляйтесь!..." - Мы все единогласно ответили ему: "спасибо за хорошее слово". Он на это сказал нам: "не обижайтесь на меня; я, кажется, ничего вам дурного не делал, не вспоминайте меня ни худом, ни лихом". - Мы на это сказали ему: "кто что заслуживает, того тем и вспоминают. Хорошего - хорошим, плохого - плохим". Мы тронули и поехали в Богдановку, куда нам было велено приехать к девятому часу.

Проводить нас нашим братьям-односельчанам начальство не позволило. Мы с вечера пошли проститься с братьями, - попросили у них прощения, так как не думали свидеться с ними когда-либо.

Когда подъезжали к Горелову, там выступила вся деревня. Провожали нас с большим плачем; многие говорили: "помоги вам Бог в том, чтó вы задумали и загадали сделать для ради своей души". Так мы проехали через Горелое.

Стали подъезжать к селению Орловке, и надо нам проезжать через речку по мосту. Видим - стоят казаки, и догадались мы, что будут нас бить. Семейства наши сбились в зады фургонов; кто правил лошадьми - надели халаты и припустили лошадей, чтобы скорей проскакать промеж

 

- 20 -

них. Казаки вскакивали на фургоны и били нас по чем ни попало, сильно били, - вот с таким-то почетом нас провожали слуги русского правительства.

Приехали мы в Богдановку. Туда к этому времени приехала сотня казаков, старшина с писарем, пристав и провожатый партии.

В Богдановку нас не впустили, а так за полверсты остановили; вызывали каждого домохозяина и переписывали с его слов всю семью. Казаков поставили кругом нас; всего съехалось сюда 35 дымов. Мы стали проситься у начальства повидать Богдановцев, проститься. Нам позволили и к нам допустили родственников, а другим позволили итти на село, если кому нужно было купить что-либо или переговорить с кем-нибудь из Богдановцев.

Когда я подошел на вызов к начальству, у меня спросили: "сколько душ в семье?" - Я сказал: "восемнадцать". Писарь сначала записал всех, а потом стал спрашивать, сколько мужского и женского пола? Я сказал: "десять - мужского и восемь женского". Он стал проглядывать по старым спискам и опять спрашивает: "это у тебя сын пяти лет не твоей фамилии записан. Он не твой сын..."

- Как же не мой, - что ж, что не моей фамилии, - он же мой пасынок, и ты же сам записывал его, когда я женился вторично, - нешто не помнишь?

- Знаю это, - сказал он, - да фамилия другая. Сказано: - пять дымов отправлять, а он уже шестой дым будет.

- Какой же он дым, коли он в моем же доме живет при родной матери?

А Прага с приставом и старшиной стоял, да как закричит на меня:

 

- 21 -

- Не разговаривать! Исполняй, чтó велят, а то - вот казаки!...

А писарь пальцами трет; многие говорили мне: - "он взятки просит, дай что-нибудь", - но я не решался. Он переписал. Я пошел к своему обозу и говорю жене и Ваничке, что его оставляют. Он как закричит, как уцепится за мать, потом за меня и кричит: "я не останусь!" и бросается, за всех хватается, сам трясется, кричит, приговаривает: "кто меня будет жалеть! С кем я там жить буду, - дом то наш пустой!" Ну, я его уговаривать, - что ты приедешь к нам погодя, с дядями и бабушкой. *) Но он все-таки не успокаивался и цеплялся за шею и приговаривает: "а как они не пойдут туда?" Ну мы его опять стали уговаривать: "если они не пойдут, то мы придем за тобой". Но нет, - он плачет и кричит свое. Но не только он, а и все такой крик и плач подняли, что сейчас вспомнить страшно: и дети, и жена, и другие посторонние - все плачут; казаки и те плакали. Тут же из другого фургона другого мальчика (Петра Медведева) отбирали по той же причине. Приехали на лошади за ними - "суточные" (дежурные по селению - из мясников **), но мы попросили наших из села Богдановки взять их обоих вместе. Мой парнишка сначала прятался под телегу. Мы ему говорим: "не прячься, а то казаки бить тебя будут, все равно найдут!" Ну, взял я его и посадил на лошадь верхом, посадили и Петьку Медведева к человеку, и тот начал уговаривать их, чтобы они не горевали: "если дядья ваши не поедут, то я отвезу вас к вашим родителям!" Но они, бедняжки, все-таки навзрыд плакали, не

------------------------

*) Переверзевы - братья его отца, который умер, когда мальчику было полгода. Женился я на его матери - ему было год с неделями, так что он меня за отца считает.

**) Мясники - духоборы, продолжавшие употреблять мясо.

 

- 22 -

верили ничему. Тогда урядник закричал: "нечего с ними много разговаривать. Коли хотите брать - бери, а не возьмешь - мы сами скоро совладаем с ними". Ну, и повезли их прямо силой, и, пока скрылись с глаз, они все кричали и вырывались. - Так и до сих пор, как вспомню это, сердце переворачивается...

Простояли мы пять часов подряд, пока нас переписывали. Кругом масса народа проезжает, - татары, армяне (лес возили), - как поравняются с нами, сейчас казаки подскакивают к ним с нагайками с двух сторон, гонят прочь и кричат: "скидывай шапки!" А они, во-первых, особенно татары, никогда шапки не снимают, а во-вторых, - не понимают языка; их сечас же плетьми! Били так, что смотреть было жутко! Я чай, народы эти во век не забудут этого времени.

Как нас всех переписали, поставили на дорогу; "провожатые" обходили фургоны и проверяли всех, выкликая по именам; потом приказали трогать. Казаки провожали нас только по селению, а после мы уже одни ехали, только "провожатый" с нами верхом до самого Горийского уезда.

В Ахалкалаке многие жители - армяне, грузины и другие - выходили на беседу; больше все женщины, а с женщинами разговор имели и мужчины; расспрашивали нас обо всем, как мы верим, как жили, что делали, за что нас гонят, вообще все-все. Они очень всем заинтересовались и говорили, что "и у нас в Писании так сказано, что на последнее время все будет общее; вот теперь я торгую, лавку имею, а, конечно, когда-нибудь этого не будет, все станут жить, как сказано в Писании, сообща".

Женщины очень плакали, глядя на нас, и сожалели о случившемся на нас гонении. До Боржома ехали две ночи; с Боржома отдых часа три,

 

- 23 -

лошадей кормили. Пришлось со многими говорить: и с купцами, и с князьями даже; все сожалели нас и говорили: "да это хорошо, но трудно выносить это". - На это им отвечали: "чтó дорого покупается, то хорошо сохраняется".

Один из наших братьев - Николай Лахтин - видел в Боржоме великого князя, сына Михаила Николаевича, который раньше его знал (он у него был с год в кучерах) и много беседовал с ним о нашем деле. Великий князь тоже много сожалел о нас, о том, что трудно придется выносить ссылку, малым и старым. Потом пригнали нас в Горийский уезд и там встретил нас помощник уездного и пристава с расписанием - куда кого, в какие горы посылать. И начал нам помощник начальника уезда выговаривать: "тут с вами не так будут поступать, как там, где вы жили раньше; здесь вас прировняют к здешним жителям; что с них требуется, то и с вас будут требовать..." Мы на это сказали: "а что, нам земля будет в надел?" - А он ответил: "никакой земли вам не полагается". - Мы тогда сказали: "а с чего-то мы будем кормиться, с чего подати платить?" - А он на это: "это уж не мое дело; как хотите, так и кормитесь, а я должен исполнять, чтó мне приказано". Прекративши с нами разговор, он повернулся к приставам и старшинам и стал отдавать им приказания насчет нас. "Ежели кто из них будет сопротивляться отбывать все повинности, тогда ему двести розог; ежели опять не захочет, то еще дать триста и сажать в тюрьму". - Мы на это сказали: "напрасно вы эти распоряжения отдаете; уж лучше прямо гоните нас в тюрьмы, потому что мы вам загодя говорим, если не будем иметь земли, то и податей нам не с чего платить, потому что должны же мы как-нибудь кормить своих детей и стариков". Он на это

 

- 24 -

сказал: "не разговаривать, а садитесь на фургоны. Тут вы в куче, потому так и говорите; а вот там будете поодиночке - тогда посмотрим, чтó заговорите". - На это наши сказали: "что держим в сердцах, то будем говорить и в устах".

Тут нас опять погнали и расселили по одному семейству в селение. Мою семью и Емельяна Каныгина (обе большие семьи) оставили в селении Зиманикозы по просьбе попа, который сказал, что он постарается нас соблазнить в православную веру. Нас поставили в дом как раз около попа. Мы не согласились стать даром, как предлагал поп, так как с этого дома деньги шли на содержание сирот - наследников их убитого отца. Опекун брал сначала три рубля за месяц, а потом стал брать пять рублей.

В первый же вечер мы стали на молитву, и пришел к нам поп. Мы прочли многие псалмы, и поп еле сдерживался, слушая нас, так как в этих наших псалмах сказано много против попов. Он не стал беседовать с нами, как хотел прежде, и видно было, что ему очень стыдно стало. Он встал и ушел. Несколько раз заводил он беседу и все хотел совратить нас, а после сам сдался нам. Мы ему говорили: "ведь ты же сам видишь и понимаешь, что поступаешь несправедливо". Он сказал тогда нам, что он сам видит, что творит неправду и поступает несправедливо. Тогда мы стали просить его, чтобы он оставил свою службу и стал бы учить истинному учению Христа и правде единой. Тогда он сказал: "если бы я стал учить истинному учению Христа, то тогда меня сослали бы не так как вас, а туда, где я и света не увидал бы, под землю закопали бы меня, в рудники или еще куда".

Через некоторое время я услышал, что наш сын попал в Синагхский уезд. Нас очень беспокоила совесть, что он там, а мы тут, и я

 

- 25 -

решил поехать к нему за 200 верст. Я обратился к старшине, чтобы он дал пропуск мне в Горийский уезд, а он сказал мне, что ему дано такое строгое предписание, что он не может отпустить меня не только в уезд, но даже и в ближайшее селение. Я рассказал ему о моем сыне, о том, как его отняли, и он сказал мне: "езжай к нему с Богом, я не буду тебе препятствовать, а ежели попадешься, что ж делать, отсидишь немного, а там опять ко мне же представят, а я тебя наказывать не буду". Я поехал. Приехал в Тифлис; встретился случайно около тюрьмы с человеком, который назвался Павлом Ивановичем Бирюковым и который, как оказалось, приехал узнать о нашем деле, о котором он узнал из газет. Потом я нанял фургон и отправился в Сингнахский уезд. Извозчик не знал, что я из духоборов. Им очень было запрещено возить нас, а если кто провезет, и об этом узнают, то их штрафовали и сажали под арест на три месяца. Когда он узнал, что я духобор, он стал просить меня, чтобы я слез и больше не ехал бы с ним. Я упросил его довести меня как только можно дальше. Он довез меня за восемь верст до города Сигнах, рассказал дорогу до селения, где жили мои братья и хороший знакомый из наших - Василий Потапов. Я пошел; в селение зайти не мог, так как там всех вновь приходящих сечас же доставляли по начальству. Я зашел в лес около дороги и ждал там, не пройдет ли кто из наших или из молокан, но прождал до вечера и никого не было. Я очень оголодал, так как есть мне было нечего, и я не ел уже двое суток. Но не так голод, как жажда замучила меня. Я клал платок на листья деревьев и на траву, таким родом собирал росу, потом выжимал воду в пригоршню и пил.

 

- 26 -

Под вечер тот же извозчик, с которым я ехал, воротился назад и поехал по этой же дороге около леса. Я вышел к нему и попросил его воротиться и сказать моим братьям, что я нахожусь здесь; он воротился и сказал.

Сейчас же прибежал ко мне один человек из наших. Я спросил, где находится та деревня, где мой сын. Он сказал, что надо итти версты четыре вниз, и мы пошли с ним. Потом пришли в селение Барбошек к Александру Переверзеву, нашему брату-духобору и родному деду моего пасынка по отцу.

Приходим - они спят; разбудил их; я шумнул им (они находились в палатках); они сейчас же узнали меня по голосу, и им показалось очень дико, как это я пробрался к ним; но несмотря на это, они все-таки сейчас же заговорили, что, ведь, это пришел Никола Зибарев за Ваничкой, и начали его будить. Он сначала не верил им; тогда я отозвался; Ваничка подскочил и бросился прямо ко мне; сначала заплакал, потом засмеялся - рад; за меня держится, трясется весь, так и впился в меня; я его стал уговаривать, что я, ведь, за тобой и приехал, что ты, мол, так крепко держишься; я теперь тебя не брошу. Он говорит: "вы меня там оставили, а теперь я тебя не пущу и от тебя никуда не уйду; пусть бьют меня, пусть делают, чтó хотят, а я не отойду". - Я хотел пройти к своим братьям по селам - подкрепить их словом, а сын не пускает; стал скидывать с меня верхнюю одежу; говорит, что "за одежой ты придешь, а так не пущу тебя". Я скинул всю верхнюю одежу, отдал ему, сам надел другую (взял у братьев) и только тогда мог пойти по селениям. Мне удалось пройти в несколько селений и посетить своих братьев, которые меня встречали и провожали с большими слезами, что они не думали,

 

- 27 -

что будет у нас личное свидание, но, слава Богу, Господь произвел.

Потом я воротился и отправился в другое селение с сыном, где меня дожидал фургонщик, который очень боялся везти меня, и взял 16 рублей за то, где всегда провоз стоит рубль. И он нас провез через три станции, где осматривала полиция каждый фургон. Но нас не заметили - мы сидели, заваленные товаром. Мы благополучно добрались в Тифлис, а из Тифлиса на место ссылки, где нас встретили наши с большой радостью.

---

 

 

 

П С А Л О М   Д У Х О Б О Р Ч Е С К И Й.

---

Кто Бог велия, яко Бог наш; ты еси Бог наш творяй чудеса един. Кто есть Бог? Бог есть дух, Бог есть слово, Бог есть человек. Познайте Бога истинного от злых богов языческих; так и речет писание: богов много и господ много, а у нас есть один Бог Отец, вся жизнь его и мы же его во славе Бога Отца. Сын глаголит: такова бо есть суть. Еретники, неправильные христиане, они же именем христовым нарекаются, от самого Христа отчуждаются; отчуждаются от церкви христовой и верующих в Христа мучают и убивают; злые суть боги языческие и душам вредные, возбранено почитать иконы их злые пастьба *) злоумна; аще бо овцы христовы не обратились бо они в мир, то и не имел бы Христос церкви своей на земле. Добр наш Господь Бог Иисус Христос, добры суть рабы его зело. Душеболезненных бых чтите Господа и святых его, как нам Господь наказал словом своим; всяк человек правоверный может храмом Божиим наректиться; неизвестно ли вам, что тела ваши - храм духа моего; дух Божий живет в вас и оживотворяет вас, не оскверняется плоть ваша, не отгоняйте духа святого от себя, - предложится вам во мзде Божиих правых словес. Господь не имеет на себе тела. Бог есть дух бесплотный и создал душу человеку бесплотную себе подобную, разумную, вечную,

------------------------

*) Паства.

 

- 29 -

самовластную опашницу *) с сбережением плоти; она же Богу вышивала все божественное и духовное. Тело создал еси от земли, а душа бо есть образ Божий и по ней же мы имеем тройственную силу. Всякое естество души - сила человеческая сия суть: память, разум, воля. Памятью уподомися Богу Отцу; разумом уподобимся Богу Сыну; волей уподобимся Богу Духу Святому, такожды во святой Троице три суть лица, но единую душу имеют, три силы душевных, но единый Бог и Богу нашему слава.

------------------------

*) Защитницу (от слова "опашень" - накидка, верхняя одежда).

 

 

 

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: июль 2013

 

 

Сайт управляется системой uCoz