менониты

1939-1945,

США, Канада

 

В коце лета 1939 года немецкие армии вторглись в Польшу, ввергнув Европу и весь остальной мир в одну из самых ужасных войн в истории. Канада вступила в войну почти незамедлительно, и Соединенные Штаты вступили в войну в 1941 году после бомбардировки Японией Пирл-Харбора (Жемчужной Бухты) на Гавайях.

С приближением второй мировой войны служители мирных церквей (Менонитов, Друзей (Квакеров) и Церкви Братьев) стали вспоминать пережитое во время первой мировой войны. Они вспоминали, как с теми, кто не желал участвовать в войне, плохо обращались в лагерях, и как неуважительно относились к Христианам из-за их веры и любви ко всем людям. Делегация от мирных церквей обратилась к правительствам США и Канады, уведомив их о своих Христианских убеждениях в отношении непротивления и военной службы.

В 1940 году правительства этих стран, проявив уважение к убеждениям Христиан, позволили отказникам вместо военной службы выполнять гражданскую работу национального значения. Она называлась альтернативной службой, потому что тем, кто по своим убеждениям не мог вступить в ряды армии, предоставлялась альтернатива. Таким образом, много молодых людей работало на государственных проектах: на строительстве плотин, в лесничествах и др.

Правительства как Канады, так и США требовали, чтобы каждый молодой человек в возрасте восемнадцати лет зарегистрировался как призывник. Затем от них требовалось заполнить вопросник, чтобы определить, соответствуют ли их убеждения условиям для предоставления альтернативной гражданской службы.

Отказников по религиозным убеждениям часто обзывали трусами за то, что они не желали идти на войну. Требовалось мужество для того, чтобы постоять за истину, ибо Писание учит: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деяния 5:29). Необходимо мужество, чтобы проявлять любовь тогда, когда другие ненавидят или неправильно понимают тебя.

Трое молодых людей из центрального Канзаса, США, члены Менонитской Божьей Церкви во Христе, отправились в Форт Левенворт, штат Канзас для медицинского осмотра. Когда они сели в автобус, другим юношам, следовавшим на обследование, стало ясно, что они были отказниками. Они стали спрашивать молодых христиан, почему те не хотели участвовать в войне и стали угрожать расправой, если те будут отстаивать свое убеждение о непротивлении. Другие парни, достав бритву и ножницы, попытались остричь волосы братьям, обезобразив их. Они также попытались сбрить им бороды, изрезав при этом их лица. Затем, когда автобус остановился у столовой, одного из братьев пытались силой напоить пивом, но, к счастью, пиво было распродано, так что ему не пришлось подвергнуться этому испытанию. После этого братьев стали избивать ремнями и кулаками. Одного из из них отволокли в сторону и стали угрожать убить его, если он не одумается и не пойдет в армию. Он усердно молился Богу, который ответил на его молитву о помощи.

Иногда местные власти были очень жестокими по отно­шению к отказникам. Они считали неспра­ведливым, что некоторые молодые люди не желают сражаться за свою родину. Некоторым из отказников, среди которых были и братья из Церкви, пришлось некоторое время провести в тюрьме. Такое унижение дало возможность им засвидетельствовать о своей вере и любви ко всем людям.

В Канаде отказникам вместо воинской службы также приходилось выполнять какую-то общественную работу, если им не предоставлялась возможность оставаться при своем крестьянском хозяйстве. Те, кто имел благоприятную возможность остаться при своем сельском хозяйстве, должны были ежемесячно отчислять деньги в Красный Крест. В начале войны эта альтернативная служба длилась только три месяца, но затем ее срок был увеличен, и многие юноши провели значительно больше времени вдали от дома, выполняя работу лесников в национальных заповедниках. Хотя некоторые представители власти, ответственных за эти лагеря, относились к отказникам недоброжелательно, сообщений о серьезных физических притеснениях не было.

В 1945 году война закончилась и отказники могли вернуться к нормальной жизни.

Хотя бомбардировки и кровопролитие прекратились, последствия войны многие годы давали о себе знать. Истерзанные войной страны оставались в нищете и руинах. Дома были разрушены. Многие отцы и мужья погибли, оставив в нужде вдов и сирот.

Страдания, причиненные опустошительной войной, коснулись сердец многих людей, побудив их послать гуманитарную помощь в виде денежных средств, пищи и одежды в двенадцать европейских стран и в Египет. Менонитская Божья Церковь во Христе тоже содействовала этой гуманитарной работе через Центральный комитет менонитов — гуманитарную и миротворческую организацию, созданную североамериканскими менонитскими церквями. Эта организация помогала Церкви распределить гуманитарную помощь за границей и на родине.

Чему Церковь научил этот опыт?

(1) Церковь признала необходимость быть последовательной в свидетельстве о мире, как в военное, так и в мирное время.

(2) Церковь более глубоко осознала необходимость продолжения веры своих предшественников.

(3) Церковь яснее поняла необходимость свидетельства растревоженному человечеству о царстве мира.

(4) Церковь научилась проявлять сострадание и делиться благословениями процветания с нуждающимся миром через гуманитарную помощь и миссионерскую работу.

(5) Это побудило церковь быть благодарной Богу и правителям за возможность жить согласно своей вере даже во время национальных кризисов.

Если бы правительства не оказали Церкви внимание, молодые люди, члены Церкви, оказались бы в тюрьмах, были бы убиты или вынуждены покинуть страну.

 

* * *

 

Вторая мировая война закончилась в 1945 году, и молодые люди, служившие на альтернативной гражданской службе, вернулись домой, чтобы быть со своими семьями. Церковь переключила свое внимание с молодых людей в лагерях альтернативной службы на другие нужды.

После опустошительной войны многие люди остались бездомными, нуждаясь в пище и одежде. Церковь откликнулась на их нужду, послав в такие районы гуманитарную помощь. Большую помощь в восстановлении от разрухи оказал Центральный комитет менонитов — организация, содействовавшая менонитским церквям в оказании помощи пострадавшим от войны.

 

* * *

 

6. Гораздо больше менонитов прибыло с шестой волной. Когда в 1870-х годах Россия отменила указ об освобождении от военной службы, около 18000 менонитов, в основном голландского происхождения, покинули Россию. Около 10000 поселились в Миннесоте, Южной Дакоте, Небраске и Канзасе. Другие 8000 поселились в Манитобе. Еще 400 менонитов покинули Польшу и поселились в Канзасе и Южной Дакоте.

7. После первой мировой войны с 1922 по 1930 год около 25000 менонитов бежали из России, спасаясь от коммунизма. Около 21000 из них поселились в Канаде и остальные в Парагвае, Бразилии и Мексике.

8. Восьмая волна насчитывала 35000 менонитов, которые покинули Россию в 1941 и 1943 годах во время второй мировой войны при помощи немецкой армии. К несчастью, около двух третей из них были снова захвачены русскими войсками, и их заставили вернуться в Россию. Однако 12000 смогли убежать. Из них 7000 поселились в Канаде и остальные в Южной Америке.

 

 

«Это мое наследие. Краткая история Божьей Церкви», 2001

Пер. с англ. Владислава Петрусевича

 

(http://www.e-menno.org/heritage.pdf)