Миротворчество и
христианское разрешение конфликтов

 

 

ГЛАВА 2

БИБЛЕЙСКАЯ ИДЕЯ МИРА

 

Рональд Крэйбилл

 

Библия о примирении

 

(Из книги «Восстанавливая развалины:

оказание помощи в конфликте»)

 

I.Введение

 

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Луки 2:14).

Возможно, что при чтении этого отрывка мы меньше всего внимания обращаем на союз «и», произнесенный ангелами в восклицании по поводу рождения Иисуса Христа. Намного проще принимать только первую половину утверждения или вторую, а именно: воодушевлять людей к священному поклонению Богу и избегать ответственности за поддержание мира среди людей. Другое искушение — бороться за совершенство в мире, отрицая Создателя.

Большинство христиан слышат только первую половину восклицания ангелов. Как и дети Израиля, мы склонны верить, что наш Создатель в основном желает хвалебного отношения, или поклонения, создающего чувство глубокого почитания среди Его детей.

Это не означает, что мы не обсуждаем проблему мира. Христиане, уверяю вас, много говорят о мире. Сегодня популярное христианское радио, телевизионные каналы и христанская литература наполнены словами о мире. «Когда мир, как поток, возносит мой путь...» — поем мы в песне. И мы пылко свидетельствуем о мире с Богом, или о мире в нашей душе.

Нет ничего неправильного во внутреннем мире с Богом. Я высоко ценю мир с Богом. Проблема в том, что понимание мира, которое демонстрируют многие христиане сегодня, не совпадает с тем, что под этим понимается в Писании. Мир в современных христианских кругах зачастую описывается как только личный, глубоко субъективный опыт, ко-

 

29

 

торый является только тенью библейского понимания мира. Мир в современном смысле — это внутренний покой, уравновешенность, приятные чувства, спокойная совесть, которые возникают, когда Бог избавляет грешника от вины.

Без сомнения, мир в этом узком смысле является важной частью опыта христианина. Однако если это тот предел понимания мира, о котором провозгласили ангелы, то в этом случае христианство предлагает не более чем модную технику релаксации, которая сегодня рекламируется на каждом углу. Я знаю нехристиан, занимающихся медитацией, хвалящихся низкой частотой пульса, которую они имеют по сравнению со многими христианами. Если бы внутренне спокойствие было целью христианского учения, то, конечно, Иисус Христос предложил бы надежную технику релаксации уже в первых стихах Нагорной проповеди.

Разумеется, христиане не всегда говорят о мире в таком узком смысле. «Мы обязаны молиться за мир во всем мире!» — это призыв, с которым согласилось бы много христиан, подразумевая мир среди народов. Но даже в этом случае христиане редко употребляют слово «мир» в том глубоком смысле, которое придается этому слову в Писании. Мир волнует христиан, как это волнует и всех людей доброй воли, но он является вторичной заботой, призывом, который находится на периферии евангельского учения. Установление мира там, где господствуют предвзятость, конфликт и несправедливость, видится как важное дело, но оно не представляется неотъемлемой частью дела спасения, исполненного Христом на кресте. К миротворчеству приступают после провозглашения Благой Вести, а не относятся к нему как к неотъемлемой части данного послания.

В результате этого теряется жизненность самого послания. Отделите понятие миротворчества от провозглашения Евангелия, и само содержание Евангелия изменится. Благая Весть в этом случае становится чем-то таким, что можно выражать словами, но не исполнять, рассказывать кому-то и верить в это, но не жить и не действовать по этому учению. Евангелие в этом случае исцеляет сердца, а не взаимоотношения. В результате провозглашение Благой Вести пострадает. Наблюдатели уже не могут сказать: «Смотри, как они любят друг друга», но только: «Слышишь, как они говорят, что они счастливы».

 

30

 

Суммируя сказанное о том, как мы понимаем мир, и то, что мы делаем с библейским призывом к миру, можно заключить, что эти понятия влияют на нас в областях, которые по мнению многих христиан, являются критическими для нашей веры. Эти критические области: наше понимание спасения, открытость к его получению, наша жизнь в церкви и наша миссионерская активность. Все это напрямую связано с тем, как мы относимся к теме примирения в Библии.

 

II. Мир в Ветхом Завете

 

Точкой отсчета для рассмотрения темы примирения в Библии является ветхозаветное слово шалом, которое обычно переводится с еврейского как «мир». Встречающееся более 300 раз в Ветхом Завете, слово шалом имеет много значений и появляется во многих контекстах, от простого приветствия до выражения завета между Богом и Его людьми.

Шалом — это всеобъемлющий термин. Он описывает намного больше, чем только «отсутствие конфликта», и простирается намного дальше, чем субъективный внутренний опыт. Шалом описывает состояние полного благополучия: здоровье, счастье, материальную безопасность, гармоничные отношения с соседями, справедливость, экономическое равенство и духовную целостность.

Можно указать следующее о понятии шалом в Ветхом Завете.

1. Шалом является центральным Божьим намерением для человеческого существования. Когда земные писатели стараются выразить словами заветное желание Бога для Его творений, тогда из-под их пера появляется слово шалом (Числа 6:24-26; Левит 26:3-10; Иеремия 29:10-11; Псалтирь 33:15).

2. Шалом и «спасение», в сущности, являются синонимами (Псалтирь 84:8,9; Псалтирь 118:165,166; Исайя 32:15-18).

3. Шалом используется, когда говорится об отношении к другим и о том, как достичь благосостояния (Иеремия 29:7; Псалтирь 33:15).

4. Шалом включает в себя справедливость, и Божьи дети должны быть активными в поддержании справедливости (Исаия 32:16,17; Иеремия 6:14; 8:11).

 

31

 

5. Шалом более важен для Бога, чем торжественное поклонение (Исайя 58:1-12; Амос 5:21-24).

6. Новый Завет Бога будет «заветом шалома» (Иезекииль 37:26,27; Исайя 2:2-4; Михей 4:1-4). Божий страдающий слуга будет «Князем мира» (Исайя 9:6).

Некоторые из этих пунктов заслуживают сегодня особого внимания христиан. Например, то, что шалом являет центральным аспектом по отношению к спасению в Ветхом Завете. Это основная цель Божьих детей, а не вторичная, необязательная задача. Во-вторых, шалом является состоянием, характеризующим взаимоотношения с другими людьми а не только состоянием сердца человека. Разумеется, решение быть соучастником Божьего намерения возникает в сердце отдельного человека. Но это решение быстро перемещается во вне, по направлению к другим людям. Значение и действительная проверка этого решения совершается в области человеческих взаимоотношений.

В-третьих, Бог ожидает от Своих детей, чтобы они были соучастниками в создании и поддержании шалома. Действительно, активное посвящение шалому рассматривается как особенная проверка послушания (см. пункты 4 и 5). Там, где Божий народ пренебрегает служением шалому, Бог является как гневающийся или совершенно отсутствующий. И последнее. Я считаю это важным для понимания учения Христа и хочу заметить, что шалом в Ветхом Завете ограничен обращением к народу Божьего завета. Таким образом, имеющиеся в Ветхом Завете поразительные контрасты между призывами к шалому и призывами к войне направлены против тех, кто находится за пределами завета с Богом.

 

III. Иисус как носитель мира

 

Ветхий Завет указывает на шалом как на выражение Божьего желания для Его искупленного народа. Пророки предвидят приход Мессии и наступление времени шалома. В соответствии с этой традицией Новый Завет предлагает достаточные доказательства того, что Иисус и Его окружение разделяли это видение. Это означает, что установление шалома, в полном смысле его значения в Ветхом Завете, было в центре миссии Иисуса.

А. Предсказания людей, ожидавших рождения Христа, описывают Иисуса как носителя мира. Из четырех еванге-

 

32

 

лий Евангелие от Луки сообщает нам о предсказаниях тех, кто ожидал Христа. В повествовании Луки убедительно показано, что Иисус предлагает полное изменение социального и духовного состояния Израиля, которое могло быть описано только как состояние шалома в том значении этого слова, которое представлено в Ветхом Завете.

Мария радуется приходу Избавителя, который «низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» (Луки 1:52-53). Захария предвидит избавление от угнетателей (Луки 1:73-75) и явление Того, кто призван «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Луки 1:77). Так же и Иоанн Креститель утверждает, что путь Мессии — это делиться тем, что имеешь, и обращаться честно и по-доброму с другими (Луки 3:10-14).

Б. Иисус представляет Себя как приносящего ветхозаветный образ шалома. Слова Иисуса во время Его первого публичного выступления в синагоге Назарета были ясными и волнующими для слушателей: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18-19). В тот день Иисус сказал Своим слушателям о том, что эти слова древнего пророчества исполнились.

В. Жизнь Иисуса была служением шалома. Нет необходимости в том, чтобы излагать подробно путь жизни Иисуса, который был согласован с Его провозглашением шалома. Его служение сосредоточивалось во многих случаях на исцелении как определенном акте, который приносит целостность другим людям. Он считал Своими друзьями тех, кого презирали в обществе. Иисус подчеркивал служение другим и любовь к врагам. Он часто увещевал Своих слушателей в том, что первый шаг к покаянию состоит в восстановлении отношний с другими. Он учил, что решающим вопросом, который будет задан Его последователям при последнем суде, будет вопрос о том, накормили ли они голодных, одели ли нагих и дали ли жилье бездомным. Возможно, более всего Иисус демонстрировал любовь, которая приносит себя в жертву, провозглашая Божье Царство мира.

 

33

 

В Иисусе призыв к покаянию и служению шалома неразрывны. Покаяние не искренно до тех пор, пока нет посвящения шалому. Миссия шалома безжизненна до тех пор, пока нет покаяния, поворота от себя к Богу и другим.

До самого конца Иисус свидетельствовал о Царстве, начинающемся там, где прославление Бога и примирение с врагом, даже в ущерб своим интересам, являются неразрывными действиями. Даже смерть не смогла разъединить эти действия в жизни Христа.

 

IV. Примирение в ранней Церкви

 

Возможно, что самое убедительное доказательство понимания жизни и учения Христа, как призыва к примирению, состоит в том, что ранняя Церковь явно подчеркивала примирение. Социологически и теологически ясно, что те, кто жил после Христа, рассматривали задачу примирения с наибольшей серьезностью.

А. Примирение евреев и язычников было основным интересом ранней Церкви. Новозаветная церковь потратила много времени и энергии, чтобы примирение между евреями и язычниками стало реальностью. Еврейские христиане совершили примирение, которое им досталось дорогой ценой. Им пришлось отказаться от определенных религиозных традиций и выносить насмешки со стороны семьи и друзей. Книга Деяния апостолов отражает эти усилия. У меня нет другого объяснения для настойчивости ранней Церкви в попытке примирения, за исключением того, что они были убеждены в центральной важности примирения между народами в учении Христа.

Б. Авторы Нового Завета неоднократно представляют природу Бога и Христа в терминах примирения. Многие авторы Нового Завета называют Бога «Богом мира» (Римлянам 15:33; 16:20; 2 Коринфянам 13:11; Филиппийцам 4:9; 1 Фессалоникийцам 5:23; Евреям 13:20) и описывают Иисуса как «Господа мира» или «Царя мира» (Ефесянам 2:14; 2 Фессалоникийцам 3:16; Евреям 7:2), а также называют Евангелие «посланием мира» (Деяния 10:36; Римлянам 10:15; Ефесянам 6:15).

В. Апостол Павел представляет теологию примирения. Павел часто рассуждает о значении Иисуса Христа как Мессии в письмах к Церкви, которая все еще пытается осознать

 

34

 

значение необыкновенных событий, сопровождавших жизнь и смерть Иисуса Христа. Тема примирения между Богом и людьми, а также между одним человеком и другим является главенствующей в учении Павла как первого христианского теолога.

Рассмотрим три следующих отрывка, в которых Павел интерпретирует служение Христа:

 

«Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Колоссянам 1:19-22).

 

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Коринфянам 5:17-20).

 

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким (Ефесянам 2:13-17).

 

Мысль о том, что Иисус есть Примиритель, является общей для всех трех отрывков. Иисус примиряет мир с Собою, примеряет людей друг с другом и поручает Церкви служение примирения.

Может показаться, что тема примирения в этих отрывках надумана. Может, это является отступлением от благодати, попыткой возложить бремя спасения на действия человека? Наш ответ — нет. Павел ясно говорит об источнике нашего спасения: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с собою и давшего нам служение примирения» (2 Коринфянам 5:18). Понятно, что служение примирения среди

 

35

 

людей не спасает само по себе, оно скорее является первым плодом спасения.

Ключевая мысль заключается в том, что спасение приводит к новому творению во Христе. Павел писал: «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего Его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:10-11; также с 1 Коринфянам 12:13; Галатам 3:28). Эта фраза: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужско пола, ни женского...» (Галатам 3:28), является формулой, которую Павел употребляет повторно, чтобы описать земные результаты спасения, видимые характеристики искупленных людей. Примирение среди людей является характерным знаком для человека как нового Божьего творения!

Однако для Павла это еще не конец. Недостаточно быть просто примиренным с другими людьми. Церковь призвана брать на себя ответственность за примирение. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Коринфянам 5:18). Мы призваны быть примирителями, потому что мы примирены.

 

V. Примирение: повестка дня на сегодня

 

Если призыв к примирению действительно является центральным для библейского послания, то что из этого следует для христиан, стремящихся быть верными Божьей цели? Послушание библейскому призыву требует самопроверки. Я верю, что эта проверка должна относиться, во-первых, к тому, как церковь относится к диспутам среди верующих, а также к тому, как она понимает свою миссию.

 

А. Служение примирения: центр церковной жизни

 

Апостол Павел относился со всей серьезностью к спорам в церкви. Реальное значение написанного им по этому в росу имеет смысл только тогда, когда мы понимаем, что концепция примирения была ключевой для его понимания спасения во Христе. Несмотря на различие членов, Церковь является одним телом во Христе, пишет Павел в 1 Коринфянам 12. Споры в Церкви угрожают единству во Христе, утверждает Павел, ослабляя, таким образом, то, что мы считаем основным доказательством спасающей силы Христа.

 

36

 

Поэтому разрешение диспутов среди верующих является делом особой важности для Церкви.

Интересно, что Павел не настолько озабочен существованием споров и конфликтов среди христиан, как тем, каким образом они разрешаются. Например, в отрывках Галатам 6 и Филиппийцам 4 Павел не осуждает за несогласие. Вместо этого он просто требует назначения посредников, или «сотрудников», как он называет их в Филиппийцах 4:3. Схожая ситуация появляется в 1 Коринфянам 6, где Павел знал о существовании несогласия в Церкви. Беспокоит Павла и сильно гневит то, что христиане обращались в мирские суды, вместо того чтобы решать споры с помощью посредников-христиан. «Как смеет кто у вас, имея дело с другими, судиться у нечестивых, а не у святых?.. Неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Коринфянам 6:1-7). Церковь должна проводить собрания по разрешению споров среди сообщества верующих.

Павел не развивает здесь новых идей, но, скорее, выражает учение, знакомое со слов Иисуса и записанное в Матфея 18. Многие современные христиане знакомы с формулой для разрешения споров, описанной в Матфея 18. Меньше христиан признают то, что Иисус считал это разрешение конфликтов основным в деле Церкви. Это то, что Иисус называл процессом «связывания и разрешения» (Матфея 18:15-20) — Его слова для описания применения власти в Церкви (Матфея 16:13-20). Иисус также подтвердил, что это дело имеет неизменную важность. Интересно заметить, что только в этих двух отрывках (Матфея 18:15-20 и 16:13-20), имеющих дело с конфликтом и властью авторитета, из уст Иисуса исходит слово «церковь».

Сегодня наибольшая ошибка происходит от неправильного толкования Матфея 18:20, где Иисус обещал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них». Современные читатели обычно понимают это как предписание для совершения молитв в малых группах.

Исследование контекста не оставляет места для этой интерпретации. Вся глава концентрируется на взаимоотношениях между людьми и их разногласиях, и этот отрывок явно связан с этими темами! Кроме того, фраза «двое или трое собраны» звучит знакомо, так как она употребляется в Вет-

 

37

 

хом Завете, когда речь идет о слушании судебного дела и разрешении спора. В частности, эта фраза указывает на общепринятое число свидетелей (Второзаконие 17:6; 19:15; Евреям 10:28). Следовательно, кажется ясным, что слова Иисуса предназначены для миротворцев. Там, где верующие собираются для разрешения споров и конфликтов во имя Его, — Христос присутствует «посреди них».

Можно заключить, что внимание Павла к теме споров и значение его слов происходит из источника, который находится глубже, чем простая озабоченность лидера о гармонии между членами его паствы. Павел прежде всех понял, что Иисус приходил для примирения. Примирение является основополагающим признаком искупления. Без сомнения, что Павел извлек это из традиции, записанной в Матфея 18, а именно, что разрешение конфликтов является центральным по отношению к самому пониманию Церкви и указывает на присутствие Духа Христа. Говоря коротко, Павел поднимает тему конфликта в Церкви, потому что он последователь Христа, посвященный служитель Церкви. Чтобы следовать за Христом, быть истинной Церковью, необходимо примирение с братьями и сестрами.

 

Б. Служение примирения — центр миссии

 

Если примирение действительно является центральным по отношению к Божьим целям для спасения и Церковь несет ответственность за служение примирения, то христианам нужно пересмотреть связь между миротворчеством и миссией. Основная задача состоит в том, чтобы по-новому заявить о видении шалома, установленного Богом для Его творения. Мы должны переместить служение примирения с периферии христианских интересов в центр, где оно должно находиться.

Это означает, что когда Церковь призывает неверующих к покаянию, призыв будет направлен не только к внутреннему миру, но и к примирению между людьми. Церковь должна принять ответственность за приглашение новых верующих не только творить добрые дела, но и участвовать в конкретных задачах примирения, которые являются первостепенными целями человека как нового Божьего творения.

Вторая важная задача состоит в том, чтобы продумать связь между тем, чему мы учим, — Евангелию мира — и

 

38

 

тем, как мы учим. Миссионеры наблюдают, что новообращенные придают особое значение тем делам, которым свидетельствовавшие им посвящали больше всего времени.

Иисус не просто объявил, что Добрая Весть состоит в том, что больные могут быть исцелены. Он исцелял и этим действием провозглашал Царство Божье. Слово и дело — это одно неразрывное целое! Примирение является центральным в Евангелии, и христиане должны быть активными в примирении, чтобы этим провозглашать Благую Весть.

Ветхий Завет обещает, что во время служения примирения Божьи дети сами будут обновлены. «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительно, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца... застроятся потомками твоими пустыни вековые... и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исайя 58:9-12).

 

© 1981, Гералд Пресс, США. Печатается с разрешения издательства.

 

 

Долтон Раймер

Шалом: избранный путь

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

Я люблю взбираться на вершину холма, где моему взору открывается пространство во всех направлениях. Поворот пути на шоссе, расположенном над долиной, или высотное здание тоже создадут подобный эффект. На этих возвышенностях я тяготею к тому, чтобы смотреть на места внизу, показывая, где я и те, кто со мной путешествует, уже побывали, а также указывать на места, которые мы только собираемся посетить.

Этот новый год-декада-век-тысячелетие является подходящим временем, чтобы посмотреть назад на нашу жизнь и историю, а также вперед, на наше будущее. Мы только что закончили период, который по праву можно назвать одним из кровопролитных веков в человеческой истории. Более чем 100 миллионов людей потеряли свои жизни за последний век только в результате войн. А убийство, по мнению писателя Колина Уилсона, «не привлекало внимания ученых как отдельно существующая проблема до XX века». Сегодня даже дети убивают.

С самого начала творения Бог имел образ шалома как мира для всего существующего. Через все Писание мы встречаем упоминания о желании Бога установить Его шалом на земле. Как слуги Бога, мы находимся на пути к этому сообществу шалома. Как же мы, как христиане, реагируем сегодня на насилие и конфликты? Что нам дает образ шалома для настоящего и будущего?

Чтобы узнать нашу позицию по отношению к этим проблемам, я не знаю лучшего указателя, чем Библия. Что Библия говорит нам о применении силы, конфликте и миротворчестве? Библия дает нам широкую и детальную перспективу по этим вопросам.

 

Вначале

 

Так же, как мы иногда вспоминаем места, где уже побывали, мы видим в далеком прошлом начало путешествия человечества. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие

 

40

 

1:1) — утвердительно начинает Книга Бытие свое повествование. И Божье творение было «хорошо». Бог как художник, оценивающий свой шедевр, видел Свое творение и провозгласил его «хорошим» семь раз, более того, на седьмой раз Он назвал его «хорошим весьма» (Бытие 1:4, 10,12, 18, 21, 25, 31).

Но вскоре добродетель Божьего творения была искажена грехом. Адам и Ева не послушались Бога, и шалом идиллического райского сада, который сотворил Бог и где Он поместил первых людей, был разрушен.

Шалом — еврейское слово, часто переводится как «мир», но оно означает намного больше, чем простое отсутствие напряжения. В книге «Шалом — библейское слово для спасения, справедливости и мира» (1987) Пэрри Йодер выделяет три главных значения слова шалом в Ветхом Завете. Шалом иногда обозначает «материальное благосостояние и процветание» (Бытие 37:14; Псалтирь 37:4; Иеремия 33:6-9), иногда «справедливость и хорошие отношения» (3 Царств 5:12; Исайя 32:16-17), а иногда «прямоту» в разговоре (Псалтирь 33:14-15). В целом, шалом описывает состояние добра, где все правильно, справедливо, правдиво, целостно, закончено и гармонично. Это состояние рая перед грехопадением и Божье видение для мира после грехопадения.

Каким образом Божье видение шалома реализовалось в падшем мире? Оглядываясь назад, на библейскую картину, мы можем найти некоторые ответы на этот вопрос.

 

Указатель 1: «Разве я сторож брату моему?»

 

Первая часть пути человечества, начавшаяся после грехопадения, характеризовалась длительным путем насилия, который начался с убийства Каином его брата Авеля (Бытие 4:1-16) и окончился потопом (Бытие 6:9).

Бог был явно недоволен. Мы не должны поступать, как Каин: «Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего» — говорится в Новом Завете (1 Иоанна 3:12). Мы также должны сказать «нет» насилию как нарушению шалома.

Мы должны ответить «да» на оборонительный вопрос Каина: «Разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9). Подразумеваемый Каином ответ на этот вопрос был «нет», но Божий ответ есть явное «да». Наши братья, сестры и семья — это самые близкие для нас люди, и мы должны быть «сторожами» друг для друга. Иосиф, в заключительной истории кни-

 

41

 

ги Бытия, демонстрирует нам пример, наилучшим образом представляющий «сторожа». Он простил своих братьев и заботился о них, несмотря на то что они нанесли ему большой вред в прошлом (Бытие 50:15-21).

«Разве я сторож брату моему?» — это наш первый указатель на пути к восстановлению Божьего шалома на земле после грехопадения.

 

Указатель 2: Возлюби Бога и ближнего своего

 

Второй знак указывает на нашу совместную жизнь в обществе. В историческом путешествии человечества Бог после потопа предопределил начать все заново, избрав для себя особый народ, через который могли бы быть благословлены все племена земли. Он также решил сотворить мир, где шалом мог бы быть реализован. Бог призвал Авраама и Сару стать прародителями Своего избранного народа (Бытие 12:1-3).

Всем людям земли необходима этика, или правила, по которым они живут. Обычно существует некоторое «учредительное собрание», которое устанавливает нравственные законы. В случае древнего Израиля Бог освободил их от этого процесса и просто дал им закон.

Этот закон, хотя и детально разработанный, был основан на двух фундаментальных принципах: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:5) и «люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18).

«А кто мой ближний?» — спросил однажды у Иисуса законник (Луки 10:29). Подобно Каину, законник тоже следовал своему человеческому инстинкту, желая установить пределы любви. Он сам должен был знать ответ на этот вопрос. Закон, который законник, как предполагается, практиковал, ясно указывал, что слово «ближний» включает больше, чем его собственный род. Закон предписывал любить странника и пришельца в своей земле (Левит 19:33-34; Второзаконие 10:17-19). Но Иисус терпеливо отвечал, рассказывая притчу о презираемом самарянине, который стал ближним для человека, принадлежащего к другой этнической группе и религии (Луки 10:25-37). Быть ближним — это значит не устанавливать пределы для любви.

Возлюби Бога и возлюби своего ближнего — это наш второй указатель на пути к Божьему шалому.

 

42

 

Указатель 3: Сложи оружие, возьми свой крест

 

Развилка на дороге принуждает нас к выбору пути. Пойти нам налево или направо? Наш третий знак призывает нас сделать подобный выбор.

Когда мы оглядываемся на историю человечества, мы видим, что древний Израиль неоднократно совершал ошибки, не следуя Божьему плану шалома. Божье наказание за их ошибки было тяжелым, но Бог не оставлял Свой народ без надежды. Он обещал им послать Мессию, который среди прочего будет и «Князем мира» (Исайя 9:1-7). Но когда Иисус пришел, люди увидели, что подобный образ Мессии сбивает их с толку.

В течение длительного времени в недрах древнего Израиля развивались конкурирующие представления и модели, по которым Бог будет устанавливать шалом на земле. Во время исхода Израиль пережил одну из таких моделей. Бог, который осудил семейное насилие между братьями в Книге Бытие, выбрал насилие как средство для освобождения Его народа из египетского плена. После этого Бог следовал стратегии военного захвата, чтобы обеспечить место проживания для Своего народа в земле, которую Он им обещал. Несомненно, модель исхода представляет Бога как побеждающего и торжествующего воина (Исход 15:3). Во главе с Богом древний Израиль маршировал под музыку священной войны. Священная война была преобладающей моделью завоевателей, судей и царей Израиля.

Однако во времена поздних пророков в Израиле начало возникать иное представление о войне и мире. Мы находим, что это представление более ясно выражено пророком Исайей. В этой модели восстановление Божьего шалома осуществляется не царем-захватчиком, а страдающим слугой (Исайя 53). Страдающий слуга и царь-захватчик поразительно отличаются друг от друга. Это различие в моделях Божьего шалома оказало влияние на представления евреев I века по Р. X., которые были сбиты с толку учением Иисуса. Он не соответствовал их образу Мессии. Они ожидали, что Мессия, как и в прежние времена древнего Израиля, будет их освободителем.

Поэтому когда Иисус начал делиться Своим пониманием мессианства, говоря о служении, страдании, смерти и воскресении, Петр быстро отозвал Его в сторону и упрекнул за это (Матфея 16:13-28; Марка 8:27-9:1; Луки 9:18-27). Ии-

 

43

 

сус, в свою очередь, строго осудил Петра: «Он же обратившись сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матфея 16:23; Марка 8:33).

Этот поразительный обмен мнениями дал дальнейшее направление всему, что последовало после. На этой развилке дорог Иисус выбрал узкий путь креста вместо широкого пути меча. Американский поэт Роберт Фрост сказал о подобном выборе: «Это явилось причиной всех дальнейших различий».

К сожалению, Петр был не самый способный ученик. Когда, во время ареста Иисуса в саду, он воинственно вынул свой меч и отсек ухо слуги первосвященника, Иисус ясно выразил свою позицию: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфея 26:52). Более того, Иисус сказал, что Он мог бы призвать армию из двенадцати легионов ангелов, если бы Он захотел, но это был не Его путь (Матфея 26:53-54).

Крест — это путь к Божьему шалому. Область влияния креста — весь мир. Через Христа «благоугодно было Отцу, чтобы в нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собой все, умиротворив через Него, кровию креста Его, и земное и небесное» (Колоссянам 1:19-20).

Иисус также воззвал к Своим последователям, чтобы и они выбрали путь креста. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матфея 16:24; Марк 8:34; Лука 9:23). В книге «Цена ученичества» Дитрих Бонхёффер сказал, что когда Христос призывает нас, Он приглашает нас прийти и умереть. Крест возвышается на развилке дорог. Новый путь к Божьему шалому начинается с креста.

 

Указатель 4: Входи Его путем

 

Новый путь требует новой этики или правила, и учение Христа устанавливает это новое правило.

Новое правило Христа нигде не выражено столь ясно и четко, как в Нагорной проповеди (Матфея 5 — 7). Иисус дал понять, что Он пришел не отменить, но исполнить старый закон (Матфея 5:17). Первые уроки любви к Богу, братьям, сестрам и соседям, которые записаны в Ветхом Завете, были основополагающими для Иисуса. Он строил свое

 

44

 

учение на этом основании. Но Иисус также не колебался, чтобы придать новую форму старому учению.

Примирению придается особое значение. Иисус поднял семейную жизнь на более высокий уровень. Братоубийство было недвусмысленно запрещено с самого начала, и это подтверждено Иисусом. Однако Он еще добавил, что таить злобу и ненавидеть брата или сестру — подобно убийству. Он призывал к скорому примирению между братьями и сестрами (Матфея 5:21-26). Смысл прелюбодеяния, как физического действия, был расширен и стал также включать наклонности нашего сердца и ума. Легкодоступный развод был ограничен (Матфея 5:27-32).

Ненависть, прелюбодеяние и развод разрушают шалом. Примирение творит шалом.

Прямота должна стать стандартом. Иисус сказал, что отношения с другими людьми должны быть отмечены новым стандартом прямоты и искренности. Вместо клятвы, подтверждающей правду сказанного человеком, Иисус предписал: «Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфея 5:33-37).

Побеждайте зло добром. Справедливость, основанная на старом принципе равноценности «око за око и зуб за зуб», была радикально трансформирована Иисусом. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и если кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матфея 5:38-42).

Такая стратегия отнюдь не выглядит пассивной. Она призывает взять инициативу в свои руки при столкновении с угнетением, но при этом демонстрировать доброту вместо мести и насилия. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» — это краткое изложение апостолом Павлом принципа Иисуса (Римлянам 12:22).

 

Границы любви расширены

 

В заключение Иисус расширил границы любви, включив в них даже любовь к врагу (Матфея 5:43-45).

Братья и сестры важны, но Иисус также сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» (Матфея 5:47). Ветхозаветная традиция, предписывающая: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»,

 

45

 

не отражает характер Бога, Который «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:46). Подобно Богу, Который разделяет со всеми Свою доброту, Иисус призывает Своих последователей: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матфея 5:44-45). «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48).

В Своем учении Иисус сформулировал новый путь к достижению Божьего шалома на земле. Ангелы сравнили рождение Иисуса с приходом мира на землю: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» (Луки 2:14). Также и Его смерть, воскресение и учение указали нам на путь мира.

 

Предстоящий путь

 

Развитие Божьего шалома когда-нибудь достигнет своей высшей точки — «нового неба и новой земли». Старое станет новым и доброта будет снова господствовать. Как нам предсказано в видении апостола Петра: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13). Это и есть наша надежда.

Но наше ожидание не может быть пассивным. Бог призвал нас пребывать в служении примирения в этом сокрушенном, падшем мире (2 Коринфянам 5:16-21). Через века перемен Божье видение пути человечества остается неизменным. Как и всегда, Он призывает Свой народ устраивать стоянки на том пути, где пребывает Божий шалом.

 

© Долтон Раймер.

 

 

Кэролин Шрок-Шенк

Избранные тексты из Библии

на тему конфликта

(Статья из сборника «Посредничество

и содействие: учебное пособие»)

 

Библия содержит много текстов, где говорится о различиях, конфликтах, указаниях на мнения, действия и способы разрешения конфликтов. В Библии также упоминаются истории о положительно решенных конфликтах и истории о конфликтах, полных насилия. Нижеприведенные тексты относятся к теме конфликтов и являются инструкцией для тех из нас, кто посвятил себя делу прекращения конфликтов.

Важно заметить, что данный список является только отправной точкой для изучения конфликтов, а не полным руководством по этой теме. Это те тексты, которые были убедительны для многих работников Меннонитского служения примирения, включая меня. Важно также отметить, что сам процесс отбора этих текстов отражает определенную культурную установку. Если бы этот список был составлен другими людьми, принадлежащими к другому культурному контексту или группе, он бы, без сомнения, выглядел иначе.

 

Конфликт является неизбежным в жизни

людей как в церкви, так и вне ее пределов

 

Бытие 1-3: Бог сотворил очень разных людей, которые имеют свободу выбора и власть быть творцами своей жизни. Эти факторы могут порождать конфликт.

Деяния 6 и 15; 1 Коринфянам 1; Галатам 2; Филиппийцам 3: конфликты существовали в ранней Церкви.

Римлянам 14:1-7: разные мнения о пище и праздниках.

 

Библия дает руководство об отношении

к конфликту и процессу его разрешения

 

Бытие 33:1-11: будь готов просить прощение и прощать другого человека.

Бытие 31:54: совместное принятие пищи может стать символом и действенным средством примирения.

 

47

 

Притчи 18:13; Иоанна 7:51; Иакова 1:19: необходимо выслушивать проблемы и беспокойства других людей и видеть их точку зрения.

Матфея 7:1-5; Римлянам 14: не осуждайте других. Возьмите ответственность за свою часть вины в конфликте или грехе.

Матфея 18:15-20: разрешайте конфликтную ситуацию сразу и откровенно. Используйте при необходимости постороннюю помощь. Используйте помощь церкви. Продолжайте поиск примирения, несмотря на холодность другого человека. Бог присутствует среди нас.

Деяния 6 и 15: собирайтесь для обсуждения проблем вместе как Божий народ. Признавайте существование конфликта. Разработайте план действий по разрешению конфликта. Будьте способны выслушивать друг друга. Сосредоточьтесь на решении проблем. Пытайтесь прийти к соглашению. Воплощайте в жизнь принятое решение.

Римлянам 14:17; Ефесянам 4:1-6: помните о нашем единстве, о том, что и Кто связывает нас вместе.

1 Коринфянам 13:4-7: любовь лежит в основе всего. Будьте созидательными в конфликте. Помните, что мы владеем только частью истины.

Галатам 6:1-5; 1 Петра 3:8,16: будьте смиренны, милосердны и дружелюбны.

Ефесянам 4:15, 25-32: говорите правду. Будьте созидательны в отношениях с другими и будьте добрыми в своих поступках. Прощайте друг друга.

 

Конфликт может стать местом Божьего

откровения. Он может послужить

для научения, роста и изменения

 

Деяния 6:1-7: конфликт был разрешен посредством на значения дьяконов.

Деяния 15:1-12: серьезный конфликт, в результате которого была открыта важная истина о включении язычникои в Царство Божье.

Деяния 15:36-41: конфликт закончился разногласием и разлукой, но Божья работа продолжалась.

 

48

 

Конфликт становится грехом, когда наше

поведение является деструктивным,

причиняющим боль или насилие

 

Бытие 4:3-7; 37:5; 18-28: гнев обращается в ненависть и приводит к убийству.

1 Коринфянам 6:1-8: неразумно судиться с другими в суде.

Ефесянам 4:25-27,29: не позволяйте гневу доводить вас до греха. He употребляйте оскорбительные слова.

 

Примирение является центральным в миссии

Христа на земле. Это и наша миссия,

и отличительное качество

как последователей Христа

 

2 Коринфянам 5:17-20: наше призвание быть примирителями вместе с Христом.

Ефесянам 2:13-17: Иисус сломил стену враждебности между нами.

Колоссеянам 1:19-22: наше примирение с Богом происходит через Христа.

Колоссянам 3:10-11: наш «новый человек» преодолевает разделения.

 

Прощение является ключом к восстановлению

справедливых отношений

 

Бытие 33:1-11; 45:4-6, 10-15: прощение среди братьев.

Матфея 6:14-15; 18:21-22; Ефесянам 4:32; Колоссянам 3:12-15: прощайте и вы будете прощены «до седмижды семидесяти раз», как Господь вас простил.

Луки 15:11-32: блудный сын и прощающий отец.

 

Нам заповедано любить наших врагов

 

Матфея 5:38-48; Луки 6:27-36: люби тех, кто тебя не любит.

Луки 22:47-51: Иисус дает пример любви к врагам.

Римлянам 12:14-21: благословляйте преследующих вас, накормите и оденьте ваших врагов.

 

Мы ищем присутствие шалома мира,

основанного на справедливости

 

Исаия 58: справедливость дается Богом как награда.

Амос 5:21-24: все бессмысленно, если справедливость и праведность отсутствуют.

 

49

 

Михей 6:6-8: Богу нужна не жертва, а справедливость, доброта и смиренное хождение перед Ним.

Матфея 23:23-24: справедливость, милость и вера являются самыми вескими принципами.

Луки 4:18-19: миссия Иисуса провозглашает Благую Весть, свободу и справедливость.

 

© 1995, «Меннонитское служение примирения», США.

Печатается с разрешения издательства.

 

 

 

Изд: "Миротворчество и христианское разрешение конфликтов". Составители Оксана Бевз и Долтон Раймер, СПб, "Библия для всех", 2007

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 2010 г.