Ю.В.Кудрина

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СКАНДИНАВСКОГО ПАЦИФИЗМА

ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

[ДАТСКАЯ МОДЕЛЬ]

 

Вступление европейских стран в полосу бурного экономи­ческого развития в конце XIX в., привело к росту численно­сти армий и милитаризации экономики.

Рост милитаризма при одновременном росте парламента­ризма, при интенсивном складывании буржуазно-консерва­тивных, буржуазно-либеральных и социал-демократических партий дал мощный импульс широкому распространению в Европе пацифистских идей и международно-правовых кон­цепций разоружения и предотвращения войны, социально-этического неприятия военного и политического насилия и христианско-этических принципов отказа от участия в вой­нах. Образование в Центре Европы сильного германского государства, все увеличивающийся в начале XX в. разрыв между потенциалом великих и малых держав заставили датскую общественность по новому взглянуть на положение ма­лых европейских государств в системе международных от­ношений. Становилась все более очевидной невозможность прямого военного конфликта с крупными европейскими дер­жавами. Экономические причины наряду с геополитически­ми соображениями также в значительной степени влияли и на формирование внешнеполитического курса и обществен­ных настроений. Более того, буржуазия Скандинавии была жизненно заинтересована в рынках Германии и Англии, Франции и России в силу высокой конкурентоспособности экспорта, что было результатом промышленного и аграрно­го переворота конца XIX — начала XX в. Миротворческие концепции движений мира в Скандинавских странах к нача­лу первой мировой войны приняли форму специфической доктрины, тесно связанной с идеей нейтралитета малых стран.

Идеи нейтралитета были общими для всех Скандинав­ских стран, однако национальные движения мира и тем бо-

194

лее отдельные пацифистские организации и группы, форми­руемые в разных социальных слоях общества, выдвинули различные методы ненасильственной борьбы против воору­женных и политических конфликтов. Идеи пацифизма ста­новились в Скандинавских странах доминирующими.

Идеи нейтралитета и антимилитаризма имели широкое хождение в Скандинавских странах еще в 70-80-е годы XIX в., причем в основном среди либерально-демократичес­кой общественности. Одним из видных поборников нейтра­литета стал датский либерал публицист Ларе Бьёрнбак (1824-1878). Антимилитаристски настроенные члены его группы, входившие в одну из крупнейших партий страны — либеральную партию Венстре, отвергали всякую мысль о ре­ванше Дании после поражения е в Шлезвиг-Гольштинской войне 1864 г. как глубоко ошибочную. Антимилитаристские круги пацифистски настроенной интеллигенции считали не­совместимыми идеи демократизма и милитаризма. Наиболее видным их представителем был член фолькетинга либерал Вигго Хёруп (1841-1907). В. Хёруп и его сторонники под­черкивали ограниченные возможности военного сопротивления такой малой страны, как Дания, агрессии извне и вы­ступали против бессмысленных ассигнований на оборону. Они явились также первыми энергичными противниками всеобщей воинской повинности. 1883 год стал годом наибо­лее активных антимилитаристских выступлений против по­литики милитаризации страны, проводимой правительством консерватора Эструпа1.

В 1882 г. в Дании была создана пацифистская организа­ция Союз за нейтрализацию Дании, который в 1885 г. был преобразован в Датское общество мира, печатным органом которого с 1894 г. стала газета «За мир»2.

Одним из учредителей Датского общества мира, как и других созданных в этот период общественных организаций пацифистского толка (таких, как Общество вольных горо­дов Севера (1870), Датское женское общество (1871), в за­дачу которых тоже входила борьба против милитаризации страны, стал либеральный историк и пацифист Фридрих Байер (1837-1922)3.

Консенсус правительственных и общественных кругов в отношении проблемы нейтралитета привел в 1894 г. к по­становлению датского ригсдага о нейтралитете, провозгла­шенном постоянным принципом датской политики. В соот­ветствии с этим актом военные ассигнования ограничива­лись только защитой нейтралитета страны. Как видим, дат­ские правящие кругом пытались гарантировать нейтралитет

195

Дании не только договорами с европейскими державами, но и вполне самостоятельным политическим курсом. Внешняя политика, основанная на нейтралитете, поддерживалась почти всеми партиями и миротворческой общественностью страны.

Обеспечение нейтралитета было тесно связано с вопро­сом обороны. С конца XIX в., а особенно накануне первой мировой войны, проблема обеспечения обороны с моря и с суши, т. е. северного побережья страны — от Англии, а юж­ных границ — от Германии, была предметом постоянной политической дискуссии.

Вопрос обороны вызвал резкую дифференциацию взгля­дов в партии Венстре. В 1902 г., когда к власти пришло правительство партии Венстре, традиционный пункт про­грамм которой сводился к сокращению военных расходов, ее лидер Е. Кристенсен выступил за увеличение военных расходов. Наряду с внешнеполитическими соображения­ми — ростом военной опасности — это изменение ориента­ции объяснялось поправением разбогатевшей сельской бур­жуазии, обретшей политический вес.

В 1905 г. отделившееся от партии Венстре ее антимилита­ристское крыло создало партию «Радикальных Венстре»4. Во внешнеполитической части ее программы подчеркива­лось, что Дания должна объявить себя нейтральным госу­дарством, а армия и флот — ограничить свою деятельность функциями пограничной и морской полиции. Одним из главных тезисов программы (наряду с вопросами социаль­ного законодательства) стало разоружение.

Несмотря на определенный консенсус в отношении поли­тики нейтралитета, ни один из пяти правительственных ка­бинетов за период с 1905 по 1913 г. не мог прийти к един­ству по вопросу обороны. Различия во взглядах по вопро­сам оборонной политики и внешнеполитической ориентации наблюдались и в других политических партиях. Радикаль­ная и социал-демократическая партии придерживались па­цифистской позиции, выступая практически за полное разо­ружение. В их программах присутствовали и другие антимилитаристские установки, в частности применение всеоб­щей стачки как возможного метода предотвращения войны5.

Накануне войны в миротворческом движении значительно возросла роль религиозно-пацифистских организаций, на­пример, созданного в 1912 г. Христианского Совета мира. Широкое распространение во всех Скандинавских странах

196

получило философское учение датского священника — про­светителя Н. Грундинга (1783-1872).

Влиятельной силой в антивоенном движении становилась и социал-демократическая партия Дании (СДПД). После прихода к власти партии Венстре антивоенная политика (СДПД) приняла ярко выраженную антимилитаристскую направленность. «В этом, — справедливо заметил датский исто­рик Л.Тогебю, — сказалось влияние политики всей европей­ской социал-демократии по вопросам войны и мира»7. В го­ды, предшествовавшие первой мировой войне, на конгрессах II Интернационала были разработаны основы революцион­ной пролетарской тактики на случай войны8. Штутгартский (1907) и Базельский (1912) конгрессы призвали рабочий класс и социал-демократические и социалистические пар­тии, как авангард рабочего класса, бороться против возник­новения войны.

Датская, как и вся скандинавская, социал-демократия выдвинула идеи нейтралитета и разоружения, как главные для поддержания мира. Выступая в 1908 г. по вопросу ра­зоружения датские социал-демократы заявили, что «интер­национальный характер социал-демократии во всех цивили­зованных странах, особенно в Германии, является залогом сохранения мира. В тот день, когда Дания разоружится и заявит о своем принципиальном и постоянном нейтралитете, социал-демократические партии Норвегии, Швеции, Герма­нии, Франции и Англии, как и других стран, воспримут этот шаг с радостью и единодушным одобрением. Военное напа­дение на нейтральную и разоруженную Данию встретит во всех этих странах решительный протест и обеспечит агрес­сору серьезные внутренние трудности»9. С требованием ре­шительной борьбы против милитаризма выступил и создан­ный в 1904 г. Союз социал-демократической молодежи во главе с Э.Кристенсеном. Одну из главных задач Союз ви­дел в организации пропаганды среди солдат.

В начале войны Дания, как и другие Скандинавские страны, заявила о полном нейтралитете. При общей гене­ральной линии позиции каждой из этих стран не были оди­наковыми. Дания уже в первые дни войны заминировала свои проливы. Шведский нейтралитет был более благожелательным к Германии, чем датский. Норвегия ориентирова­лась на Великобританию. Все три страны провели частич­ную мобилизацию.

Интернациональная солидарность и связи были глубоко нарушены. Перестали функционировать международные ор­ганы социалистического движения. Вместе с тем антивоен-

197

ные резолюции конгрессов II Интернационала более не от­ражали политической практики большинства лидеров евро­пейской, в частности скандинавской, социал-демократии. Неэффективность II Интернационала в условиях войны ста­ла реальным фактом.

Антивоенное рабочее движение в Дании с началом войны оказалось расколотым. Значительная часть социал-демо­кратов, представители которых вошли в правительство, осу­див войну, встали на пацифистские позиции, другая, рево­люционная часть, примкнула к интернациональному рево­люционному движению.

Лидеры СДПД, как и большинство руководителей рабо­чих партий западно-европейских стран — приверженцев до­ктрины «оборонительной» и «наступательной» войны, про­возгласили политику «гражданского», или «классового» ми­ра. «С началом первой мировой войны, — замечал датский историк С.Ларсен, — «международная антиимпериалистиче­ская солидарность подверглась суровому испытанию. Не­мецкие социал-демократы голосовали за военные кредиты и пренебрежительно отнеслись ко всем резолюциям междуна­родного рабочего движения. Для датских социал-демокра­тов эта позиция означала отступление от прежнего антимилитаристского курса»10.

Переход руководства СДПД на шовинистические позиции в первые дни войны выдавался за политический реализм, наилучшим образом отвечающий интересам трудящихся, а именно — необходимости сохранения нейтралитета страны. На третий день войны председатель СДПД Т.Стаунинг за­явил: «Мысль о том, что путем организации всеобщей стач­ки удастся остановить начавшуюся войну, утопична. Если правящие круги, опираясь на силу власти, начали войну, то они с помощью власти не смогут воспрепятствовать всем ме­роприятиям, направленным против войны. Главная задача нынешнего момента состоит в том, чтобы сохранить наши организации». Лидеры социал-демократии высказались за создание сил безопасности и увеличение военных расходов. «Воля к миру, — по словам Т.Стаунинга, — ограничива­лась тем моментом, который определялся понятием так на­зываемой "критической ситуации"»11.

Уже в первые месяцы войны среди широких слоев населе­ния усилились пацифистские настроения. С антивоенными лозунгами выступили Датское общество мира, Христиан­ский союз мира и другие организации. Датские религиозные деятели и норвежские служители церкви во главе с видным деятелем шведского церковного движения Н.Седерблумом

198

обратились к правительствам Англии и Германии с призы­вом остановить войну. Аналогичные цели преследовало и совместное обращение руководителей скандинавских церк­вей «За мир и христианское единство», направленное в ноя­бре 1914 г. правительствам воюющих стран12.

Пацифистские настроения были сильны в молодежном антивоенном движении — среди членов Союза социал-демо­кратической молодежи, входившего в Социалистический Интернационал молодежи, а также среди членов Синдика­листского союза. Обе организации имели глубокие корни в рабочем движении; в котором укрепилось мнение, что война является системой обмана масс. Молодые социал-демокра­ты, как и синдикалисты, считали, что вооруженная оборона для такой маленькой страны, как Дания, не является реаль­ной. Представители обеих молодежных организаций высту­пали за отмену воинской повинности, однако считали, что борьба против принудительной воинской повинности должна вестись не через парламент, а вне его. По сравнению со шведскими и норвежскими левыми, которые в 1915 г. выска­зались против дальнейшего голосования за военные креди­ты, датские левые социалисты менее решительно выступали против милитаризма и «гражданского мира», считая отказ от воинской службы наиболее эффективным средством борь­бы против милитаризации и войн и широко пропагандировали эти идеи13. К оценке причин войны лидеры пацифистско­го движения подходили с этических позиций.

Лидеры СДПД игнорировали те идеологические течения в международном рабочем движении, которые были пред­ставлены русскими марксистами-большевиками. Внутри Ин­тернационала они организационно стояли рядом с немецки­ми социал-демократами.

В 1915 г. на базе пацифистской организации, учрежден­ной в 1912 г. молодыми синдикалистами, была создана Фе­дерация последовательных антимилитаристов, в которой ак­тивное участие приняли молодые социал-демократические рабочие14. В августе 1916 г. Федерация начала издавать га­зету «Милитернэгтерен», главным редактором которой стал Альфред Могенсен. В программном заявлении, опублико­ванном в первом номере газеты, говорилось, что Федерация создана с целью «сплочения классовосознательной рабочей молодежи для борьбы с милитаризмом». Всеобщая стачка рассматривалась как наиболее действенное оружие борьбы рабочих против милитаризма и воинской повинности.

В 12 номерах «Милитернэгтерен», вплоть до ноября 1917 г., широко пропагандировались идеи отказа от воин-

199

ской службы. Пацифистскими организациями публикова­лись также в «Беретнинген», 12 номеров которой было отпе­чатано тиражом около 600 тыс. экз. Из них 35-40 тыс. эк­земпляров было распространено бесплатно. «Через отрица­ние воинской службы, — писал в газете один из активистов Федерации, — молодые социалисты пытались внедрить ан­тимилитаристские настроения и воздействовать на рабочих, особенно на призывников, чтобы те высказали свое негатив­ное отношение к любому милитаризму и военщине»15.

В 1915-1916 гг., в результате подъема революционного и демократического движения в Европе, стала ощутимой несо­стоятельность шовинизма. Лидеры рабочего движения Скан­динавских стран, пережившего переворот от безусловной поддержки империалистической войны к мирному урегули­рованию, перешли на позиции пацифизма. Попытки объеди­нений усилий социал-демократов различных европейских стран в целях прекращения войны и недопущения револю­ционных выступлений предпринимались социалистами раз­личных стран мира, в том числе Дании16. В 1914 г. с заяв­лением о необходимости созыва всеобщей социалистической конференции в защиту мира выступил датский социал-демо­крат П.Трульстра, предложивший восстановить деятельность Международного социалистического бюро (МСБ) и перене­сти его штаб-квартиру из Брюсселя в Амстердам. Вместе с голландским социалистом Ван Колем он посетил воюющие и нейтральные страны Европы, где вел переговоры о созыве конференции. Летом 1914 г. на социал-демократической конференции Скандинавских стран было принято решение о со­зыве конференции представителей социалистических партий всех стран. В октябре 1914 г. на заседании исполкома МСБ из-за отказа лидеров французской и бельгийской социалис­тических партий от участия в социалистической конферен­ции было решено созвать конференцию только нейтраль­ных стран. Социалистическим партиям воюющих стран бы­ло предложено прислать на конференцию своих наблюда­телей17.

В циркуляре о созыве конференции отмечалось, что кон­ференция будет стремиться «побудить правительства нейт­ральных стран к совместному обращению к правительствам воюющих стран с призывом к прекращению войны». Конфе­ренция социалистов нейтральных стран состоялась в Копенгагене 17-18 января 1915 г. В ней приняли участие предста­вители Дании, Норвегии, Швеции, Голландии. В резолюции, принятой конференцией правительствам нейтральных стран предлагалось обратиться к правительствам воюющих стран

200

с предложением посредничества в деле заключения скорей­шего мира18.

Как известно, в этот период РСДРП (б) во главе с В.И.Лениным выступала с идеей революционного пораженче­ства, превращения «империалистической войны в войну гражданскую». Лозунг «защиты отечества» в условиях империалистической войны большевики считали столь же оши­бочным, как и вредным применительно и к нейтральной стране, и к воюющей. Эта оценка вытекала прежде всего из убеждения в невозможности преодоления империалистичес­кой войны и установлении прочного справедливого демократичного мира в рамках капитализма без социалистичес­кой революции.

Однако, несмотря на обострение классовых отношений и рост левых сил в период войны, в Дании, как и других Скандинавских странах, революционная ситуация не сложи­лась. Социально-политическое и общественное развитие страны в большей степени определялось теми изменениями, которые произошли во всей системе социальных отношений, во внутриполитическом развитии. В годы войны выросла промышленная и финансовая буржуазия, усилившая к тому же влияние в средних слоях, среди мелких и средних кресть­ян, рыбаков, торговцев и служащих. В то же время правя­щие круги успешно сотрудничали с получившей массовую базу социал-демократией. Результатом стало принятие в го­ды войны прогрессивной июньской конституции 1915 г., в ко­торой нашли отражение изменения в политическом и обще­ственном развитии страны. Если до войны не только левые социалисты, но и центристы выступали против «парламент­ского пути» к социализму, то первая мировая война, эволю­ция рабочего движения, усиление центристского и револю­ционного направлений свидетельствовали, что «парламент­ский путь» к социализму приняли не только правые, но и центристы в рабочем движении.

Политическая ситуация в Дании, как и в других Сканди­навских странах, еще в одном существенном пункте в значи­тельной степени отличалась от политической ситуации в во­юющих западно-европейских странах. Если, например, в со­седней Германии правительство, выражая волю господствующих классов, при поддержке социал-демократов отправля­ло на войну рабочие, крестьянские и солдатские массы, то в Дании, где уже в первые дни войны стало ясно, что стране удастся сохранить нейтралитет, правительство в 1914 г. при­няло закон об увольнении из армии семейных. Закон был направлен на возвращение семьям кормильцев. В феврале

201

1917 г. под давлением широких антимилитаристских вы­ступлений правительство приняло закон о сокращении сил безопасности, об освобождении от воинской повинности по мотивам совести и замене воинской службы гражданскими работами. Закон от 13 февраля 1917 г. был первым подоб­ным законом, принятым в странах Северной Европы19. Та­ким образом, в годы войны в Дании не было объективной основы для общенационального кризиса и условий для ре­волюционной ситуации. В свете этого лозунг, выдвинутый большевиками — «превращение империалистической войны в войну гражданскую» — в датских условиях не имел ре­альной перспективы.

Хотя Копенгагенская конференция социалистов нейт­ральных стран (17-18 января 1915 г.), как и другие анало­гичные конференции социалистических партий — социали­стическая конференция молодежи (март 1914 г.), конферен­ция Социалистической молодежи (апрель 1915 г.), — в ра­боте которых приняли участие датские социалисты, не оказали серьезного влияния на военно-политическую ситуацию в Европе, однако они свидетельствовали, что социалистичес­кие антивоенные силы пытались объединить усилия в борьбе за мир, за окончание мировой войны.

Так, значительно усилил антивоенную агитацию Союз социал-демократической молодежи. Датская молодежь ак­тивизировала агитацию против военных мероприятий в Да­нии и с пацифистских позиций выступала за мир, против «министерского социализма» лидеров СДПД. Союз социал-демократической молодежи Дании, организационно откло­нившийся от СДПД, примкнул к Циммервальдскому движе­нию20.

Социалисты, присоединившиеся к Циммервальдскому движению, придерживались линии «решительного отказа от поддержки империалистов собственной страны, развертыва­ния против них классовой борьбы, содействия их пораже­нию, срыву захватнических планов. Датские левые (Э.Кристенсен), как и шведские и норвежские, вошедшие в восьмер­ку Циммервальдской левой (Ц.Хеглунд, Т.Нерман) активно пропагандировали решения Циммервальда, в частности его социал-пацифистский манифест»21.

Поворот от империалистической войны к империалисти­ческому миру, наметившийся в конце 1916 — начале 1917 г., когда в экономическом и финансовом отношении обе воюющие стороны стали испытывать трудности, способ­ствовал росту в воюющих и нейтральных странах антивоен­ных и революционных настроений широких слоев общества,

202

в том числе и широкому распространению во всем мире идей пацифизма. 1916-1917 гг. стали наиболее активными в развитии пацифистского движения в Дании. Пацифистскими организациями, в первую очередь Федерацией последова­тельных антимилитаристов, регулярно проводились различ­ного рода собрания и встречи, имевшие широкий общест­венный резонанс. За два года было проведено 60 таких встреч. На них обсуждались вопросы организации и прове­дения антивоенных мероприятий, в частности, направленных против воинской обязанности.

Одним из главных средств борьбы стали голодовки. В те­чение 1915-1916 гг. в голодовках, длившихся в общем более 427 дней, участвовало 18 человек. За отказ от воинской службы в этот период были подвергнуты суду 36 человек: 28 человек было приговорено к тюремному заключению сроком на 4 года. Однако эти меры не давали должного эффекта. Скорее, наоборот, они способствовали росту анти­военных выступлений. Пацифистские настроения были ши­роко распространены и среди полупролетарских масс, среди крестьян, части рабочих22.

Значительно усилились выступления сторонников либе­рального пацифизма в среде скандинавского истеблишмен­та. С идеями нейтрального пацифизма начиная с 1915 г. в Дании, как и в Швеции, стали выступать те финансовые и промышленные круги, которые находились в тесных экономических связях с воюющими державами, в первую очередь с Германией. Это нашло выражение в их попытках высту­пить с посредническими предложениями о заключении мира между Германией и Россией23.

Важной особенностью этого нейтрального пацифизма бы­ло совпадение позиций движений мира с официальной поли­тикой нейтралитета, проводимой правительством Дании, ко­торая находила выражение в совместных действиях прави­тельств всех Скандинавских стран. Об этом свидетельствова­ли документы встреч премьер-министров и министров иност­ранных дел этих стран, совещаний руководителей отделов финансовых, военных и морских департаментов, проводив­шихся регулярно на протяжении войны. Сформировавшаяся в годы войны концепция безопасности Скандинавских стран предусматривала расширение системы международного пра­ва за мирное разрешение конфликтов.

Во внутренней политике эта концепция нашла прямое от­ражение в принятии датским правительством Закона от 13 февраля 1917 г., в соответствии с которым были созданы специальные, хотя и не многочисленные трудовые лагеря в

203

Гриткоу и Кампеделе для лиц, отказавшихся от воинской обязанности24. В это время было произведено сокращение численности вооруженных сил, насчитывающих 23 тыс. в основном молодых людей, едва достигших 18-летнего возра­ста. Принятию закона предшествовали бурные парламент­ские дебаты, во время которых командующий армией, гене­рал Герц, заявил об уходе в отставку. В поддержку закона выступили представители всех политических партий. Выска­зывались мнения, что закон должен стать эффективным средством борьбы с антивоенной деятельностью и, в частно­сти, с деятельностью последовательных антимилитаристов.

Действительно, после принятия закона произошел опре­деленный спад в деятельности Федерации. Однако в 1918 г. активность приверженцев мира вновь возросла. Наибольше­го накала их выступления достигли во время похорон мо­лодого призывника Владимира Крейтцфельда, который по­кончил жизнь самоубийством, выбросившись за борт тор­педного судна «Морской рыцарь» в Копенгагене25.

В 1916-1917 г. пацифистское движение усилилось среди молодых радикалов, с начала войны выступавших с анти­милитаристских позиций. Это было время, когда предприни­мались первые шаги по установлению сотрудничества между пацифистами Скандинавских стран. В феврале 1917 г. в шведском городе Гетеборге был учрежден Комитет Север­ной молодежи. В мае 1917 г. в Копенгагене состоялся съезд молодых пацифистов Скандинавии, представлявших либе­ральное направление движения. Пацифистское течение ра­дикалов возглавлял Хермуд Ланнунг, по инициативе кото­рого в 1918 г. был создан Объединенный Скандинавский комитет, начавший координаторскую деятельность между пацифистскими организациями всех Скандинавских стран26.

Миротворческие идеи, требования отказа от воинской по­винности по мотивам совести получили поддержку женских и религиозных организаций. Усилилось межрегиональное церковное антивоенное движение Северных стран.

Священнослужители Дании были в числе устроителей со­стоявшейся в декабре 1917 г. в шведском городе Упсала конференции протестантских лидеров нейтральных стран Европы, которая обратилась ко всем церквям мира с призы­вом к объединению и к борьбе за взаимопонимание между народами, решению международных конфликтов путем по­средничества и арбитража27.

В 1918 г. было учреждено 21 провинциальное отделение Федерации последовательных антимилитаристов. На апрель 1919 г. организация насчитывала 20300 активных члена и

204

1400 сторонников. К 1919 г. число членов Федерации воз­росло до 23 тыс. чел.28

Поворот от безусловной поддержки войны к идее заклю­чения мира, происшедший в среде сторонников «защиты отечества», стал основой сотрудничества пацифистов раз­личной политической ориентации.

Весной 1917 г. датские социал-демократы активно под­держали так называемую «мирную инициативу» германских социал-демократов, направленную на созыв «мирной конфе­ренции» социалистических партий в Стокгольме. В вопросе пропаганды конференции особая заслуга принадлежала председателю социал-демократической фракции в фолькетинге, редактору центрального органа СДПД «Социал-демократен» И.Боргбьергу. Для координационной работы по проведению конференции был создан Объединенный ко­митет трех скандинавских рабочих партий (Дании, Швеции, Норвегии)29. В выступлении перед этим Комитетом И.Боргбьерг изложил условия заключения мира. Они осно­вывались на положениях, принятых социалистами нейтраль­ных стран на Копенгагенской конференции 1915 г. и вклю­чали тезисы о праве наций на самоопределение, обязатель­ного международного третейского суда и требование посте­пенного разоружения. Датские социал-демократы, впрочем, как и немецкие, считали необходимым возвращение захва­ченных Германией и ее сторонниками территорий, предо­ставление Польше свободы, восстановление Бельгии как не­зависимого государства, восстановление независимости Сер­бии, Черногории и Румынии, получение Болгарией Македо­нии, а Сербией — свободного выхода к Адриатическому морю, предоставление культурно-национальной автономии познанским полякам. По мнению Боргбьерга, в вопросе об Эльзас-Лотарингии было, однако, немыслимо мирное соглашение относительно исправления Лотарингской гра­ницы30.

Идея Стокгольмской конференции была поддержана ан­глийскими и французскими социалистами, однако француз­ское и британское правительства отказали социалистам сво­их стран в выдаче паспортов для поездки в Стокгольм31.

От имени Объединенного комитета трех скандинавских рабочих партий приглашение на конференцию было пере­дано Исполнительному комитету Совета рабочих и солдат­ских депутатов России. Идея Стокгольмской конференции, поддержанная Петроградским Советом, не была, однако, поддержана большевиками. Апрельская партийная конфе­ренция большевиков 1917 г. назвала Стокгольмскую конфе-

205

ренцию «торгом между империалистами об обмене аннекси­ями», прикрытым лживыми фразами о «справедливом и де­мократическом мире»32. Оценивая деятельность лидеров датской социал-демократии, Всероссийская конференция РСДРП (б) в резолюции, опубликованной в газете «Правда» 26 апреля 1917 г. поставила под сомнение мандат И.Боргбьерга как члена социал-демократической партии по той причине, что лидеры датской социал-демократии сотрудни­чали в буржуазном правительстве и не признавали реше­ний Циммервальдской конференции революционных социа­листов.

Стокгольмская мирная конференция так и не состоялась. В России в 1917 г. побеждал курс на односторонний выход из войны путем революции, Англия и Франция продолжали вести политику продолжения войны до победного конца. Программа социалистических партий западноевропейских стран, предусматривавшая прекращение войны путем пере­говоров, в этих условиях была обречена на неудачу.

Антивоенное движение в Дании в годы первой мировой войны представляло собой движение социального протеста против войны. В движении приняли участие широкие, слои населения, пролетарские и полупролетарские, крестьянские и солдатские массы. Широкий размах имело церковное движение, выступавшее за объединение сил верующих в борьбе против войны. В антивоенном движении были пред­ставлены самые различные политические партии — радика­лы, Венстре, консерваторы, социал-демократы.

Отличительной особенностью антивоенного движения в Дании, как и в других Скандинавских странах, было то, что в годы войны был достигнут общеполитический консен­сус правительственных и общественных кругов в отношении политики нейтралитета. В ходе межрегиональных встреч глав правительств, министров иностранных дел, глав депар­таментов трех Северных стран в годы войны складывалась концепция безопасности этих стран, предусматривавшая расширение системы международного права, а также мир­ное разрешение международных конфликтов. Антивоенное движение в Дании в годы войны вышло за рамки страны и приобрело межрегиональный характер.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Lars en Sv.E. Militaemsegterproblemet i Danmark. 1914-1967. Odense, 1977; Dybdahl V. De nye klasser. — Danmarks histo­ric Bd.l2.S.132.

206

2 Lars en Sv.E. Op. cit, S.I 5; Risskov Sorensen. K. Fredssagen i Danmark 1882-1914. Odense, 1981. S. 11.

3 F.Bajer Dansk Fredsforenings historie. Kbhvn, 1904; F.Bajer Ideen til Nordens saerlig Danmarks vedrorende neutralitet, dens oprindelse og udvikling i kort øverblik. Kbhvn, 1900; F.Bajer Det skandinaviske neutralitetssystem. Kbhvn, 1901; F.Bajer Livserindringer. Kbhvn, 1903.

4 Det radikale Venstre 1905-1955 Red. E.Rasmussen og R.Skov-mand. Kbhvn, 1955.

5 См.: Кудрина Ю.В. Нейтралитет или союзы? Внешняя поли­тика Дании накануне первой мировой войны // Северная Евро­па: Проблемы новейшей истории. М., 1988. С. 15-33; Det radi­kale Venstre 1905-1955; Bang-Hansen J. Det forste social-demokratiske ministerium 1924-26: En undersogelse af baggrunden for dets dannelse og virke. Kbhvn, 1978.

6 Теандер К. Заметки о современной Дании // Современный мир. 1911. нояб. С. 259-262; Pontoppidan Thyssen A. De religiøse bevaegelsers samfundskritik og den demokratiske udvikling kulturelle, politiske og religiøse bevsegelser i det 19 irhundrede, Arhus, 1973. S. 26; La rsen Sv.E. Op.cit

7 Togeby L Var de sa rode? S. 172, 74.

8 См.: Международное рабочее движение. М., 1972. Т. 3, С. 501.

9 Ned med militarisme: Socialdemokratiets stilling til Forsvarsprøgsmalet. Kbhvn, 1908. S. 5.

10 Togeby L. Var de sa røde? S. 172.

11 Togeby L. Var de sa røde? S. 172; Harding S. Stauning eller kaos, socialdemokratiet og krisen i trediverne. Kbhvn, 1974. S. 13.

12 См.: Северная Европа. С. 101.

13 Nørlund Jb. Det knager i samfundets fuger og bind. Kbhvn, 1972. S. 86; La rsen Sv.E. Op. cit, Dansk social historie. Bd. 6. Kbhvn. 1980; C. 168; См.: Кан А.С. История Скандинавских стран. М., 1980, С. 168. Det fredssyge Danmark. Kbhvn, 1982. & 36.

14 Petersen C.H. Danske Revolutionaere, S. 339.

15 Det fredssyge Danmark. Kbyvn, 1982.

16 С предложением созвать международный социалистический конгресс для обсуждения средств, могущих остановить войну, впервые в сентябре 1914 г. выступили социалисты США. Это предложение было, однако, отвергнуто рядом европейских со­циал-демократических и социалистических партий, в том числе французской и английской. Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. М., 1978. Т. 3. С. 511.

17 Nørlund Jb. Det knager i samfundets fuger og bind. Kbhvn, 1972. Bd. 2. S. 5.

18 См.: Темкин Я.Г. Большевики в борьбе за демократический мир 1914-1918. М., 1957, С. 115.

19 В Швеции аналогичный закон был принят в 1920 г., в Норве­гии — 1922 г. La rsen Sv.E. Militamaegterproblemet i Danmark 1914-1967. Odense, 1977, S. 10; Det fredssyge Danmark, S. 36.

207

20 К декабрю 1915 г. из 2-х социал-демократических партий в Европе и США (в Англии, США, России, Польше существовало по две социал-демократические партии) 13 официальных пар­тий и 8 оппозиционных групп в других партиях высказывались за присоединение к Циммервальдской конференции. Только три социалистические партии Франции, Германии и Дании высту­пили против присоединения к Циммервальду. В письме к Ван-дервельде Т.Стаунинг писал: «Мы, датская партия, резко и оп­ределенно отреклись от организационно вредной раскольничес­кой работы, осуществляемой по инициативе итальянской и швейцарской партий, так называемым циммервальдским движе­нием». В состоявшейся в апреле 1916 г. в деревушке Кинталь (Швейцария) второй конференции циммервальдцев представите­ли датской СДПД не участвовали (Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 30, С. 193-195).

21 Wingender N. Socialdempkratisk Ungdomsforbunds tilknyting til den Internationale revolutionsere bevaegelse 1914-1919 og betydningen heraf for ungdomsforbundets politiske udvikling med saerlig henblik pa de ideologiske og organisatoriske brydninger. 1914-20. Kbhvn, 1976; Кан А.С. История Скандинавских стран. С. 168; Енсен А. Ленин и Дания. — Скандинавский сборник. XVI. Таллин, 1971.

22 J Arbejdernes Rusland: Robbersmed Niels Johnsens. Moskva-rejse til Komintern og Profintern 1921 og 1922. Dagbager og Biografi. Ved M.Thing og H.Grelle. Kbhvn, 1981, S. 14.

23 В 1915 г. была предпринята «первая миссия» датского финан­систа К.Н.Андерсена к германскому императору Вильгельму II и русскому царю Николаю II. В марте 1915 г. в Берлине состо­ялись беседы Андерсена с рейхсканцлером Т.Бетман-Гольвегом Вильгельмом И. В марте 1915 г. и июле 1916 г. Андерсен побы­вал в Петрограде, где был принят русским императором (ЦГАОР ф. 601, март 1915 г. Оп. 1 д. 602).

24 Lars en L.E. Op. cit, S. 10.

25 Det fredssyge Danmark. 100 ars dansk fredsarbejde. Kbhvn, 1982. S. 35.

26 Lannung Hermod Ungdomskonferensen for folkeforbund, forsoning og fred pa Christiansborg den 20-23. august 1921, Kbhvn, 1980.

27 Arbejderkvinder i Danmark 1913-24. Grena, 1977; Karlstrom N. Kristna samforstandstravanden under varldskriget 1914-1918. Sthlm., 1947, S. 501.

28 Beretning og Regnskab for FCAA S. 8, S. 14.

29 Grass M. Freidenaktivitat und NeutralitaL Bonn; BAD. Godesberg, 1975.

30 Ibid.; Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31, С. 365.

31 Ревякин А.В. Франция и проект Стокгольмской конференции 1917. К 75-летию начала первой мировой войны — Тезисы, вы­ступлений. М., 1989, С. 19-20.

32 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 372-375.

208

 

 

 

Изд: «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998.

(290 с. Тир. 600 экз.)

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 2 июля 2008

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz