Александр Модестович Хирьяков

ПЕСНЯ СВОБОДЫ
(Мирная Марсельеза)


Вперёд, товарищи, ступайте,
День славный наступил для вас.
Оружье вдребезги ломайте.
Убийц не будет среди нас.
Вперёд идите, все народы
Давно вас ждут на братский пир,
И пусть под знаменем свободы
Для всех настанет вечный мир.

Припев:
Оружие долой! Солдаты по домам!
Вперёд, вперёд! И пусть весь мир отчизной будет нам!

Зачем эти ружья и пики?
Не надо штыков и мечей,
Кровавых разбоев улики,
Наследие злых палачей.
Нет, нет, не подымутся руки,
Мы братскую кровь не прольём.
Довольно насилья и муки,
Мы песню свободе поём:

Припев.

Долой все границы, заставы,
Для братьев весь мир — общий дом.
И власти долой и державы...
Мы песню свободы поём.
Все крепости, тюрьмы разрушим,
Оковы родимой страны,
И факелы злобы затушим
Дыханием мирным весны.

Припев.

Весеннее солнце сияет.
Ждёт пахаря поле давно,
Оружье из рук выпадает,
И падает в землю зерно.
Пусть тучи над нами нависли;
Пусть дикие вихри ревут;
Нам зёрна могучие мысли
Обильную жатву дадут.

Припев.

Сквозь бурю, грозу, непогоду,
Подставив открытую грудь,
Идём мы за свет и свободу,
За мирный и радостный труд.
Развейся, свободное знамя,
Свободное знамя труда!
Могучее доблести пламя
Не гасни в сердцах никогда!

Припев.

(Ноты см. «Сборник песен и гимнов свободных христиан». Выпуск III-ый, Christchurch, Hants, Англия, 1905.)

"Эта песня, впервые опубликованная в 1907 году на страницах литературно-публицистического, близкого к анархизму журнала "Перевал" (№ 7), была гимном радикального крыла христианской секты духоборов, эмигрировавших в конце XIX века в Канаду" — Дмитрий Рублев.

Текст написал Александр Модестович Хирьяков (1863-1940) — поэт, журналист, сотрудничавший и с толстовскими изданиями, и с эсеровскими. О нем см. Википедию.

Песня была популярна среди духоборов-свободников и членов толстовской коммуны "Жизнь и труд".

"1917 год. Февральская революция. Ликование в стране, охватившее почти все слои населения. Какой-то необычайно радостный дух царил в воздухе. Вернулись на свободу политзаключенные, в том числе множество толстовцев, приговоренных к каторге за отказ от военной службы. Постоянные демонстрации, в которых принимали участие люди самых различных партий и настроений. В демонстрациях шли и последователи Толстого, и близкие к ним «трезвенники», объединившиеся, большей частью рабочие, под водительством сильного волей человека Колоскова. Шли под голубыми полотнищами с пением «Мирной марсельезы», слова которой написал А. М. Хирьяков. Припев:

Оружие долой, солдаты по домам,
Вперед, вперед, и пусть весь мир отчизной будет нам!

Более светлого и радостного периода не было в истории России никогда."
(Горбунов-Посадов М. И. Воспоминания. Ч. 1., М.: Гос. лит. музей, 1995.)

"Предстояло пройти сорок километров пешком в пустыне, пока не начнутся горы Узбекистана и Таджикистана, где было курортное местечко Ура-Тюбе... Лева думал, что они идут в какую-нибудь санаторную столовую, но ошибся. Выйдя на улицу и пройдя немного, они остановились перед небольшим зданием с вывеской: Столовая «Свой труд»... В небольшой комнатке ему была приготовлена постель, и он уже собрался ложиться, как вдруг в его комнату вошел средних лет человек с умным интеллигентным лицом и, вопросительно глядя на Леву, запел: «Оружие долой, солдаты все домой!»
Но тут же появилась сестра-заведующая и позвала:
— Алексей, Алексей, идите, не мешайте гостю отдыхать!
Незнакомец покорно удалился, чему-то усмехаясь... На проходивших собраниях трезвенников Лева читал Евангелие и горячо призывал всех бодрствовать и сохранять то, над чем трудились... С Алексеем он пилил и колол дрова. Это был муж заведующей столовой. Смелый толстовец, открыто исповедующий свои убеждения, за что попал в тюрьму и был выпущен оттуда с поврежденным рассудком.
(Из мемуаров баптиста Ю.С.Грачева "В иродовой бездне", ч. 2, гл. 8-9 — эпизод 1930 года).

"...на наших собраниях можно было слышать иногда песни, не отражающие толстовского мировоззрения, а сектантского содержания. Тут были песни и евангелистов (баптистов), и молоканские (духовных христиан) "псалмы", и так называемые "хлыстовские", или "мормонские" (на редкость музыкальные!) духовные стихи, и песни малеванцев, и добролюбовские, и многие другие. Все это, на мой взгляд, было своеобразной данью прошлому, откуда эти люди вышли. Вместе с тем у нас можно было услышать и теософскую песню, и индусский гимн Вивекананды, и излюбленную песню народовольцев — "Медленно движется время...", и столь же известное стихотворение — "Колодники". Собственно, толстовских песен было сравнительно не так много: "Слушай слово, рассветает..." и "День свободы наступает..."А. К. Чертковой, "Нам жизнь дана, чтобы любить...", "Счастлив тот, кто любит все живое...", "Учитель он был во французском селе"Ив. Ив. Горбунова-Посадова. Пели и "Мирную марсельезу" А. М. Хирьякова, и некоторые стихи, сложенные самими переселенцами."
(Б.В.Мазурин. Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны "Жизнь и труд").

Сайт управляется системой uCoz