КАРЛ ОСЕЦКИЙ —

БОРЕЦ ПРОТИВ ВОЙНЫ И ФАШИЗМА

*

Г. Н. Сапожникова

 

В антивоенной борьбе наших дней наряду с коммунистами на Западе, в том числе в ФРГ, активное участие принимают представители самых широких слоев общественности. В связи с этим возрос интерес к жизни и деятельности представителей различных политических течений, направленных против милитаризма, против войны и фашизма в прошлые годы, в частности в период, предшествовавший второй мировой войне. Истории известны имена А. Барбюса, Р. Роллана, Томаса и Генриха Маннов, А. Цвейга, И. Бехера, Э. Вайнерта, Жана Ришара Блока, Марка Блока и многих других активных борцов против фашизма, милитаризма и войны. В этом же ряду стоит и имя убежденного антимилитариста и антифашиста Карла фон Осецкого.

Незаурядный талант публициста, обаяние личности К. Осецкого, сила влияния его политических убеждений были отмечены многими современниками уже в 30-е годы1. О нем пишут и сейчас в нашей стране филологи и историки2.

Значительное место занимают исследования о Карле Осецком в историографии ГДР. Кроме научных работ там опубликованы публицистика Осецкого, воспоминания его жены3. Историки видят в Карле Осецком одного из лучших представителей славной плеяды борцов против войны и фашизма в Германии, критика капиталистической системы, смело вскрывавшего причины войны. Труды ученых ГДР помогают понять тот путь, который прошли лучшие представители немецкой прогрессивной интеллигенции от абстрактного гуманизма к антивоенной практической деятельно-

—————

1 См.: Книпович Е. Гражданин мира — Карл Осецкий // За рубежом. 1938. № 1; Гурвич В. Осецкий — жертва фашизма // Книга и пролетарская революция. 1938. № 6; Этинген Б. Карл Осецкий // Интернац. лит. 1938. № 8; Анисимов И. Карл Осецкий — жертва фашистских палачей // Правда. 1938. 7 мая; Шаховский Б. Карл Осецкий // Правда. 1936. 27 нояб.; Jakov В. Weltbürger Ossietzky. P., 1937; Singer К., Burger F. Carl von Ossietzky. Zurich, 1937.

2 См.: Лайне С. В. Карл Осецкий — публицист и литературный критик. М., 1971; Кривуля В. Он ненавидел войну. М., 1966.

3 Greuner К., Greuner R. Ich stehe links. В., 1963; Frei В. Karl von Ossietzky: Ritter ohne Furcht und Tadel. Berlin; Weimar, 1966: Ossietzky K, von. Schriften. Berlin; Weimar, 1966. Bd. 1—2; Idem. Mod von Ossietzky erzahlt, Berlin; Weimar, 1966.

 

139

 

сти, к союзу с коммунистами и международным пролетарским движением. Осецкому посвятили свои работы и ряд историков ФРГ4. Однако представители западногерманской буржуазной историографии нередко в ложном свете изображают политическую деятельность Осецкого, преувеличивают его антикоммунизм, принижают социальную значимость его творчества, искажают его облик.

В ФРГ опубликованы многочисленные мемуары о К. Осецком5. Особый интерес среди них представляют воспоминания К. Р. Гроссмана «Осецкий: Немецкий патриот»6.

Карл Осецкий, пишут К. и Р. Гройнеры, «маленький, изящный человек... с умным, узким лицом, которому слегка выступающая верхняя губа придавала выражение постоянной легкой иронии»7, был убежденным антимилитаристом и демократом, который «боролся и умер за национальное возрождение немецкого народа... за восстановление его действительного величия как культурной нации и миролюбивого государства»8.

К. Осецкий родился 3 октября 1889 г. в Верхней Силезии, в 1896—1906 гг. он учился в гимназии Румбаума в Гамбурге, городе, славившемся своими демократическими традициями9. В 1907 г. он поступает на службу на должность помощника секретаря в один из судов Гамбурга.

В 1909 г. в Берлине Рудольф Брейштейд начал издавать газету «Дас фрейе фольк», ставшую органом демократической оппозиции вильгельмовскому режиму. В ней публиковали свои статьи видные представители немецкого пацифистского движения тех лет: Гельмут фон Герлах, Отто Лееман-Рюссбюльдт, Эрик Куттнер, Адель Шрейбер, Зигфрид Ауфхойзер, Елена Штоккер. Начиная с 1911 г. в газете регулярно печатался и Карл Осецкий. Его первым выступлением против милитаризма была статья «Горе малым сим», опубликованная в апреле 1913 г.10 В своих статьях Осецкий поднимал и многие другие важные вопросы внутренней и международной жизни, проблемы отношений между церковью и государством, сущности и значения панславизма, политики Германии и других великих держав на Балканах и т. д. Он выступал против всего что, по его мнению, мешало Германии идти по пути прогресса, подвергал критике «все реакционное, глупое, темное, тевтонское»; его врагами были генералы и «золотые мешки», которые обкрадывали республику, судьи, «служители Фемиды», которые защищали нарушение законов,

—————

4 Koplin R. Ossietzky als politischer Publizist. Frankfurt a. M., 1964; Enseling A. «Die Weltbühne»: Organ die intellektualen Linken. Münster, 1962.

5 Hlller K. Erinnerungen von Karl von Ossietzky: Kopfe und Tropfe. Hamburg, 1950; Miller K. Erinnerungen Karl von Opsietzky: Rote Ritter. [West] Berlin, 1980.

6 Grossman K. R. Ossiezky: Ein deutscher Partiot. München, 1963.

7 Greuner K., Greuner R. Op. cit. S. 6.

8 Frei B. Op. cit. S. 3.

9 Ossietzky K. von. Rechenschaft. Berlin; Weimar, 1970.

10 Кривуля В. Указ. соч. С. 19.

 

140

 

министры, социалисты, которые предавали социализм, «миролюбивые лицемеры», которые подготавливали войну, промышленные магнаты, которые отдали власть Гитлеру, предатели, которые устилали ему путь розами» 11.

Но главной для него была борьба против милитаризма. Осецкий принадлежал к тем немногим буржуазным пацифистам, которые поддерживали антимилитаристскую пропаганду левого крыла социал-демократов, отмечает журналист и писатель Бруно Фрей, с 1925 г. работавший в демократическом еженедельнике «Вельтбюне» и лично знавший Осецкого12.

Ненависть К. Осецкого к прусскому милитаризму особенно остро проявилась во время цабернского инцидента 1913 г., вызвавшего возмущение прогрессивной общественности Германии. События в городе Цаберн, расположенном в отошедшем к Германии после франко-прусской войны 1870—1871 гг. Эльзасе, вылились в прямое столкновение немецких солдат, воспитывавшихся в прусско-шовинистском духе, с местными жителями — французами. Гарнизонное начальство отдало приказ хватать на улицах и избивать всех подряд. События в Цаберне сорвали маску с прусского милитаризма и послужили поводом для публичного изобличения прусско-германской военщины. Карл Осецкий не мог остаться в стороне. Его гневный голос прозвучал во многих статьях.

Период, предшествовавший началу первой мировой войны, когда правящие круги Германии на какое-то время сумели обмануть общественное мнение и убедить значительную часть населения в миролюбии Германии, можно назвать временем ошибок и заблуждений К. Осецкого. Его патриотизм подвергся великому испытанию, он выступил «в защиту отечества», заняв позицию, близкую к позиции правых лидеров социал-демократии, заключивших в годы первой мировой войны союз с вильгельмовской военщиной. Но даже тогда он не отступил от своих демократических убеждений и предсказывал неизбежную гибель кайзеровской Германии. Он писал в то время: «Германия — страна без свободолюбивых традиций, в ней отсутствует действительно гражданское самосознание, ей присуще преклонение перед военщиной»13.

О двойственности и непоследовательности его позиций в предвоенное время и в начале первой мировой войны свидетельствует тот факт, что в одной статье он упрекал в недостатке патриотизма и одновременно в другой требовал обуздать милитаристов и предотвратить массовую бойню.

В 1915 г. К. Осецкий выступил с докладом «Мир на основе международного правопорядка» в Немецком обществе мира — крупной пацифистской организации Германии, основанной в 1892 г. в Берлине радикальным пацифистом, лауреатом Нобелев-

—————

11 Ossietzky К. von. Schriften. Bd. 1. S. 7.

12 Frei В. Op. cit. S. 31.

13 Singer K., Burger F. Karl von Ossietzky. Zürich, 1937. S. 13.

 

141

 

ской премии мира Альфредом Фридом, которая перед первой мировой войной объединяла многих представителей буржуазной интеллигенции.

Вскоре К. Осецкий, признанный по состоянию здоровья непригодным к военной службе, был тем не менее отправлен на фронт, где участвовал в строительстве дорог и военных сооружении. Здесь он непосредственно соприкоснулся с ужасами войны. Весной 1917 г. после ранения, Осецкий вернулся домой и начал еще более активно выступать против войны. Его публицистика того времени были присущи, как пишет Б. Фрей, «бескомпромиссность суждений, острая аргументация, безупречная ясность изложения, поиски правды, любовь к Германии и человечеству»14. С декабря 1917 г. он снова в армии, на западном фронте. Его военный опыт дал ему право сказать позднее в своей речи перед имперским судом во время процесса над «Вельтбюне»: «Я находился на линии огня. Я знаком с войной не только по литературе. То, что я видел там, укрепило мое мнение о войне. Наша задача как борцов за мир заключается в том, чтобы объяснить, что война несет человечеству не героизм, а ужас»15. Большое влияние на формирование взглядов Осецкого оказали революционные события 1918 г. в Германии. В Ноябрьской революции он видел начало новой эпохи германской истории и приветствовал создание республики. «Революция должна быть реформацией. Головы должны наполниться новыми мыслями. Мы должны воспитывать людей, которые никогда не скажут: ты должен убивать или ты должен быть убит», — писал он в одной из своих статей в июне 1919 г.15 Под реформацией он понимал воспитание гуманизма, отказ от человеконенавистнической системы капитализма и милитаризма.

Поражение Ноябрьской революции вызвало у К. Осецкого глубокий духовный кризис. Его надежды не оправдались, мечты о бесклассовом обществе потерпели крах. Коммунисты, по его мнению, «были единственными, кто проявил энергию, воодушевление и силу»16. Кровавый террор, развязанный победившей буржуазией, открыл ему глаза на антинародную сущность капиталистического строя. Периодом глубочайшего унижения республиканской идеи называл К. Осецкий 1918—1923 гг. В 1919 г. Осецкий четко сформулировал свое понимание ответственности Германии за развязывание мировой войны. Он подчеркивал, что только противники войны, антимилитаристы, оказавшиеся, к сожалению, в меньшинстве, имеют право говорить о смягчении ответственности Германии, о снятии с нее какой-то доли вины17.

—————

14 Frei В. Op. cit. S. 44.

15 Singer К., Burger F. Op. cit. S. 13.

16 Ossietzky С. von. Schriften. Bd. 2.

17 Ibid. S. 50.

18 См.: Кривуля В. Указ. соч. С. 31. S. 81.

 

142

 

К. Осецкий уже тогда занимал более последовательные, радикальные позиции, чем представители организованного пацифизма. Он искал новые пути и возможности антивоенной деятельности. «Немецкий пацифизм, — писал он, — миросозерцателен, религиозен, догматичен и неэнергичен... Нужно искать путь к своему народу. Только так немецкий народ найдет путь к другим народам»19. В октябре 1919 г. в Касселе состоялось заседание Немецкого общества мира, которое приняло решение выступить против интервенции в Советскую Россию. Осецкий активно поддержал это решение. Но тем не менее чувство разочарования не покидало его. Очевидная для него ограниченность и односторонность буржуазного пацифизма заставила его уйти в 1920 г. с поста секретаря Немецкого общества мира. Это произошло на IX конгрессе немецких пацифистов, где Осецкий открыто выступил против консервативных вождей этой организации. На этом же IX конгрессе немецких пацифистов произошло выделение радикального крыла общества, возглавленного Куртом Хиллером, Еленой Штоккер, Армином Вегнером. Группа радикалов была достаточно сильна и влиятельна, и генеральное собрание Немецкого общества мира, состоявшееся осенью 1920 г. в Брауншвейге приняло резолюцию, представленную на голосование радикальным крылом. Однако решение собрания о проведении стачки против войны Осецкий счел неприемлемым. Он искал других путей борьбы против милитаризма.

В то время Осецкий — активный участник состоявшихся в Берлине многотысячных митингов под лозунгом «Никогда не быть войне!».

В начале 20-х годов он принимает участие в деятельности созданной в 1914 г. либерально-буржуазной организации «Новое отечество». Члены организации Альберт Эйнштейн, Отто Лееман-Рюссбюльдт выступали против агрессивных войн. Статьи Осецкого, относившиеся к тому периоду, свидетельствуют о том, что их автор продолжал оставаться в плену буржуазно-демократических иллюзий. Он выступал, как писал Б. Фрей, «против экстремизма левых и правых, против диктатуры пролетариата и против подстрекательству реакции, против союзов самообороны как правых, так и левых»20.

1923 год, когда Франция оккупировала Рурскую область и разразились новые острые классовые бои в Германии, для К. Осецкого, горячего патриота, стал «годом великого перелома». Выступив против оккупации Рура, Осецкий не оставлял попытки найти новые, более эффективные пути антимилитаристской борьбы. Его отход от пацифизма становился все глубже. «Я пришел к выводу, — говорил он в то время, — что организованный пацифизм в моей жизни является не более чем кратким эпизодом»21. «Пацифизм должен быть политическим и только политическим...

—————

19 Ossietzky К. von. Schriften. Bd. 1. S. 120.

20 Frei В. Op. cit. S. 68.

21 Ibid. S. 76.

 

143

 

Необходимо найти такой путь, который сблизит с другими народами», — писал К. Осецкий в статье «Пацифисты» в 1924 г. К. Осецкий выдвигает идею создания новой политически группировки. Ею явилась основанная в 1924 г. Республиканская партия, главной целью которой было укрепление республики Германии. Позднее, в 1928 г., Осецкий писал об этой партии «Мы не имели в виду создание мощного организма. Каждый из нас чувствовал себя на передовой... Нужно было дать сигнал, необходимо было положить какое-то начало независимо от того, каким будет продолжение»23.

Партия просуществовала недолго, потерпев поражение на первых же выборах. И Осецкий опять ищет новые пути. В статьях того периода он разоблачал секретные вооружения рейхсвера, поднимал вопросы ответственности за развязывание войны.

В декабре 1926 г. после смерти ответственного редактора «Вельтбюне» Якобсона Карл Осецкий стал главным редактором этого одного из ведущих антиимпериалистических политических изданий Германии. Круг вопросов, которых касался журнал, охватывал многие направления как внутренней, так и внешнеполитической жизни Германии. Это и информация о деятельности Коммунистической партии Германии, и статьи, направленные против рейхсвера, посвященные защите буржуазно-демократических свобод от наступавшей реакции, проблемам отношений между Востоком и Западом, а также отношениям с Советским Союзом.

В секретных списках членов международной пацифистской организации Лига борьбы за права человека, представленных в рейхскомиссариат по наблюдению за общественным порядком тайными агентами, имя Карла Осецкого значилось рядом с именами А. Эйнштейна, а также известных пацифистов Г. Герлаха, А. Фалькенберга, Г. Дрекслера, Р. Кучинского, Е. Штоккер, представлявших радикальное крыло пацифистского движения. Возглавляемая К. Осецким «Вельтбюне», по сообщению рейхскомиссара по наблюдению за общественным порядком, наряду с леворадикальными органами печати «Вельт ам абенд», «Дас андере Дойчланд», «Ди меншхайт» вела крайне острую борьбу против рейхсвера, выступала за сотрудничество с СССР.

Однако взгляды Карла Осецкого по-прежнему оставались противоречивыми, не лишенными пацифистской односторонности. «С одной стороны, он считал, — пишет Бруно Фрей, — что Советский, Союз — наиболее угрожавшая миру сила. С другой стороны, полемизируя с официальной, зачастую крайне примитивной пропагандой, он утверждал, что в Советском, Союзе пользуются

—————

22 Ossietzky К. von. Rechenschaft. S. 53.

23 Weltbühne. 1928. 19. Juli.

24 DZAP. Reichskommissar fur ttoerwachung der offentlichen Ordnung. Bund neues Vateriandes. 25988. S. 132—158.

 

144

 

пулеметами только из самых лучших побуждений, для защиты прав рабочего класса»25. «Русские предложения о разоружении, — писал тогда Осецкий, — пробуждают воспоминания о том, что большевистская Россия первой вышла из мировой войны. В то время как дипломаты пытались найти дипломатическое решение вопроса, а социал-демократы демонстрировали в Стокгольме всему миру свое бессилие, Ленин просто прервал войну. Первое решение большевиков было пацифистское. Их цель была проста — показать свое миролюбие. И если они через десять лет обращаются ко всем, то это серьезное обращение»26.

Начало работы в журнале «Вельтбюне» означало новую, более высокую ступень в формировании политических взглядов К. Осецкого. Главным его врагом продолжал оставаться немецкий милитаризм. Из номера в номер публиковал Осецкий статьи об опасности, исходившей от различных военных союзов («Стальной шлем», «Младогерманский орден», Имперский офицерский союз, Национальный союз немецких офицеров), решительно выступал против строительства броненосцев типа А, каждый из которых стоил 80 млн. марок, открыто поддерживал инициативу немецких коммунистов провести референдум по этому вопросу. «Референдум по поводу строительства броненосцев, — писал он, — продемонстрирует волю немецкого народа к миру больше, чем подписи в Локарно или Париже. Броненосец в военном отношении является мелочью и опасен только как начало серии. Но борьба вокруг него показывает, что Германия не хочет возрождения милитаризма»27.

Оставаясь органом прогрессивной немецкой интеллигенции и всех демократических сил, журнал, возглавляемый Осецким, вскрывал демагогический смысл фраз о «республиканизации рейхсвера», показывал зависимость социал-демократии от партии Центра, поддерживал инициативу Вильгельма Пика и Вилли Мюнценберга, направленную против программы строительства флота правительства Германа Мюллера (имеется в виду позиция компартии по вопросу строительства броненосцев). Однако публикации Карла Осецкого, в которых подвергался острой критике политический строй Германии, свидетельствовали о глубоком заблуждении их автора, считавшего, что развитие страны по пути мира и демократии возможно и в условиях Веймарской буржуазной республики.

На генеральном заседании Немецкого общества мира в Эрфурте 7—9 октября 1927 г. Осецкий выступил совместно с группой левых пацифистов во главе с Е. Штоккер и К. Хиллером, высказавшейся в поддержку Коммунистической партии Германии. Позже он говорил об этом: «Мы сейчас с коммунистическими политиками, с которыми неоднократно скрещивали шпаги в

—————

25 Frei В. Op. cit. S. 106.

26 Weltbuhne. 1928. 11. Sept.

27 Greuner К., Greuner R. Op. cit. S. 36.

 

145

 

прошлом и с которыми в будущем снова, вероятно, встретимся по разные стороны поля битвы»28.

Конец первого этапа деятельности Осецкого совпал с началом мирового экономического кризиса. Он не слишком много писал тогда о социальных проблемах, его мало ужасали язвы «золотых 20-х годов», отмечал Б. Фрей29. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис вновь толкнул его к активной политической борьбе. Уже тогда Осецкий почувствовал наступление «коричневой» опасности. На страницах своего журнала он неустанно выступал против политиков, приветствовавших национал-социалистское движение. «Вельтбюне» постоянно разоблачала социальную демагогию нацистов, вскрывала связи Гитлера с промышленными магнатами. Предчувствуя реальную угрозу фашизма и гибель своего идеала — республиканского устройства Германии, Осецкий искал пути спасения нации. Так, он пришел к выводу о необходимости объединения усилий всех демократических сил, создания единого фронта, поддерживая в этом вопросе целиком и полностью линию Коммунистической партии Германии. «Перелом в отношениях Осецкого с коммунистами наступил в 1929 г., когда он и его единомышленники принимают активное участие в работе Комиссии по расследованию злодеяний берлинской полиции. На страницах еженедельника публикуются материалы, объективно освещающие деятельность КПГ. На выборах он поддерживает кандидатуру Э. Тельмана»30: Осецкий пришел к выводу, что единственными партиями, которые могут противостоять нацизму, являются коммунистическая и социал-демократическая31.

В 1931 г. в Лейпциге начался судебный процесс против еженедельника «Вельтбюне». Поводом для него послужила опубликованная 12 мая 1931 г. статья, которая продемонстрировала непримиримость, последовательность и бескомпромиссность позиции К. Осецкого в его борьбе против милитаризма, имперской юстиции и нацизма. Однако надежды реакции превратить процесс в публичную расправу над бесстрашным публицистом не оправдались. Несмотря на то что имперским судом Осецкий был признан виновным в разглашении «государственных тайн» и приговорен к полутора годам, тюремного заключения, судилище над ним показало всей прогрессивной общественности мира истинное лицо немецких служителей Фемиды.

Осецкий писал в статье «Суд над „Вельтбюне"»: «23 ноября 1931 г. IV уголовная палата имперского верховного суда приговорила писателя Вальтера Крейзера и меня к тюремному заключению сроком на полтора года за нарушение § 1 раздела 2 закона о разглашении „военных тайн". Предметом обвинения послужила статья, опубликованная 12 марта 1928 г. „Какие ветры

—————

28 Weltbühne, 1927. N 24/29.

29 Frei В. Op. cit. S. 55.

30 Кривуля В. Указ. соч. С. 63.

31 Greuner К., Greuner R. Op. cit. S. 68.

 

146

 

дуют в германском воздухоплавании". Полтора года лишения свободы? Это не так страшно, ибо что в сущности представляет гобой свобода в Германии? Мало-помалу различие между заключенными и незаключенными стирается»32.

Процесс над «Вельтбюне» дал повод министру рейхсвера Гремеру потребовать специального законодательства против пацифистов и антимилитаристов. В деятельности журнала он усматривал серьезную угрозу безопасности страны. Процесс взбудоражил немецкую прогрессивную общественность. Огромные толпы людей провожали Осецкого и сопровождавшего его Томаса Манна до дверей тюрьмы. «10 мая 1932 г. был прекрасным весенним днем, — пишут об этом участники проводов Осецкого. — На Ноллендорфплац въехало около 20 автомобилей с черно-красно-золотыми вымпелами. Этот караван двинулся в направлении тюрьмы Берлин-Тегель. Черно-красно-золотые флажки развевались на ветру. Все близлежащие парки и скверы заполнили друзья Осецкого, особенно много присутствовало писателей»33.

Среди провожавших было и много совсем незнакомых людей, которые хотели выразить свое несогласие с приговором. Все они стояли, низко склонив головы. «Заключение писателя К. Осецкого в тюрьму воспринималось как величайшая несправедливость». 33 тыс. подписей было собрано под требованием освободить Осецкого34. Осецкий сознавал опасность прихода Гитлера к власти. Он придавал большое значение созданию единого фронта борьбы против фашизма. «В этих больших событиях, — писал он, — процесс над „Вельтбюне" играет лишь скромную роль, но то движение, которое он повлек за собой, вызывает пока еще отдаленный образ могущественной солидаризированной воли, направленной не на защиту отдельных личностей, а поднимающей знамя великого дела»35.

Тюремное заключение не сломило последовательного борца против милитаризма, войны и фашизма. Выпущенный в конце 1932 г. по «рождественской амнистии» на свободу, он тотчас же снова взялся за работу. Годы борьбы с фашистской опасностью превратили радикально-демократического пацифиста в сознательного союзника рабочего класса. «Осецкий не был коммунистом, — писал Б. Фрей, — сложные проблемы стратегии и тактики классовой борьбы были ему чужды. Но он понимал, что защита республики находится в руках борющегося рабочего класса. Только от него он ждал спасения от милитаристской и фашистской угрозы!»36 «Социалисты и коммунисты, — писал Осецкий, — не враждебны ни республике, ни государству. Они просто выступают за другое распределение благ внутри республиканского

—————

32 За рубежом. 1938. № 1. С. 170.

33 Singer К., Burger F. Op. cit. S. 544.

34 Интернац. лит. 1938. № 6. С. 165.

35 Weltbühne. 1931. 1. Dez.

36 Frei B. Op. cit, S. 135.

 

147

 

государства, а это совсем не запрещено»37. В то же время «у Осецкого, — писал Б. Фрей, — не было никаких иллюзий в отношении социал-демократических вождей, он видел их фальшь»38, Осецкий остро чувствовал угрозу фашизма и ясно представлял, что за этим последует. «Грозовые облака нового, тяжелого времени надвигаются, — писал он. — Человеческий прогресс будет на десятилетия, а может быть, и на столетия отброшен назад. Мы не знаем, как это случится, но твердо уверены, что в тюрьмах... концентрационных лагерях или эмиграции мы останемся верными и бескомпромиссными»39. Он принимал самое активное участие во всех антивоенных и антифашистских мероприятиях, организованных коммунистами, призывал голосовать за Тельмана на выборах 1932 г. «Каждый социалист и подлинный республиканец является альтернативой Гинденбургу и Гитлеру», — писал он, призывая к единству всех антифашистских сил. Осецкий отдавал себе отчет, что «если социалистические партии не объединятся в общий фронт, то они не будут представлять больше никакой опасности для Гитлера»40.

Многие его статьи того времени посвящены разоблачению действительного лица нацистской партии. «В этой партии нет ничего оригинального, ничего творческого, — писал он. — Она не имеет никакого духовного инвентаря, никакой идеи. Ее программа — величайшая бессмыслица... Только лозунг „Пусть сдохнут евреи!" принадлежит к ее собственной культуре»41.

Однако образ Осецкого, мужественного борца против войны и фашизма, будет недостаточно полным, если не сказать о том, что он всегда выступал в защиту тех, кого преследовали, он всегда был на стороне слабых. Он боролся не только за мир, но и за социальное улучшение общества. «Он не был коммунистом, не был социал-демократом, он не принадлежал ни к какой партии. Он имел мужество быть одиноким. И всегда был демократом», — писали близко знавшие его люди42.

Нацисты ненавидели Осецкого. И не случайно он оказался одной из первых их жертв. 28 февраля 1933 г. он был арестован и доставлен в полицейское управление на Александерплац, а потом переведен в крепость Шпандау.

Арест Осецкого вызвал небывалый взрыв общественного возмущения. Лига борьбы за права человека и международная организация писателей Пен-клуб собрали более 43 тыс. подписей под требованием освободить К. Осецкого. В мае 1934 г. он был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Большое число членов чешского парламента, представители Швеции и Голландии, парламентарии Швеции и Норвегии, Ромен Роллан, Генрих и Томас

—————

37 Weltbühne. 1930. 18. Febr.

38 Frei В. Op. cit. S. 135.

39 Greuner K., Greuner R. Op. cit. S. 38.

40 Ossietzky K. von. Schriften. Bd. 1. S. 36.

41 Weltbühne. 1931. 24. Nov.

42 Singer K., Burger F. Op. cit. S. 57.

 

148

 

Манны, Альберт Эйнштейн и многие другие выдающиеся представители интеллигенции во всем мире поддержали это предложение. 25 ноября 1936 г. норвежский парламент присудил мужественному, последовательному борцу за мир, антифашисту Карлу фон Осецкому Нобелевскую премию.

Карл Осецкий в то время уже третий год находился в заключении. Его переводили из одного концлагеря в другой. «Осецкий держался в концлагере как настоящий герой, — писали находившиеся вместе с ним узники. — Он... не капитулировал ни при каких обстоятельствах. Он был лишен возможности говорить, но оставался непреклонным и никому из нацистов не удалось сломить дух этого величайшего немецкого борца за мир»43.

После присуждения К. Осецкому Нобелевской премии нацисты перевели его из лагеря Панебург в берлинскую полицейскую больницу, где смертельно больной Карл фон Осецкий скончался 4 мая 1938 г.

Полицейское управление и гестапо не разрешили его публичные похороны. Однако известие о его кончине разнеслось по всему миру. Имя Карла фон Осецкого — гуманиста, антимилитариста и антифашиста, замечательного публициста и скромного человека — международное антифашистское движение поставило на своем боевом знамени рядом с другими славными именами борцов против фашистской чумы, милитаризма, реакции и войны.

—————

43 Singer К., Burger К. Op. cit. S. 85.

 

 

Изд: Ежегодник германской истории. М. «Наука», 1985.

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: август 2012.

Сайт управляется системой uCoz