Биография Джейн Аддамс и Эмили Грин Болч

АДДАМС (Addams), Джейн

6 сентября 1860 г. — 21 мая 1935 г.

Нобелевская премия мира, 1931 г.

совместно с Николасом Мьюррэем Батлером

Лаура Джейн Аддамс — одна из первых деятелей американского социального реформизма, пацифистка, основатель Халл-хауса — родилась в Седервилле (штат Иллинойс) восьмой из девяти детей, Отец ее, Джон Хью Аддамс, был процветающим банкиром и сенатором штата от республиканской партии, по убеждениям — аболиционистом. Мать — Сара Вебер — происходила из немецкой семьи. Когда А. было два года, ее мать умерла. Девочка очень привязалась к своему отцу, который оставался для нее образцом в течение всей ее жизни.

В 1877 г. А. поступает в Рокфордскую женскую школу, готовившую женщин для миссионерской работы. А. окончила школу с отличием в 1881 г., а годом позже получила степень бакалавра. В конце 1881 г. она поступила в женский медицинский колледж (Филадельфия), но из-за слабого здоровья смогла проучиться лишь несколько месяцев. Смерть отца в том же году стала тяжелым ударом для девушки, восемь последующих лет А. провела в подавленном состоянии, удрученная болезнью, несчастьем и неуверенностью в завтрашнем дне.

В 1883 г. А. вместе со своей подругой Эллен Гейтс Старр отправилась в Европу. Они посетили Тойнби-холл, приют в лондонском Ист-Энде, который обслуживала группа студентов Оксфордского университета. Воодушевленные их работой, А. и Старр вернулись в США, решив найти место, где «они могли бы научиться жизни у самой жизни». Поиски привели их в 19-й квартал Чикаго, район бедняков, населенный иммигрантами. В сентябре 1889 г. подруги перебираются в дом Чарлза Халла и организуют там эксперимент, который привлек внимание виднейших реформистов будущего.

В течение нескольких лет в Халл-хаусе были организованы детские ясли, библиотека, гимнастический зал, переплетная мастерская, коммунальная кухня, художественная студия, музей труда, а также пансион для молодых работниц. Здесь разместились десятки клубов, группа художников, музыкальная школа и даже труппа артистов. Жители квартала могли брать уроки английского языка, кулинарии, шитья и литературы. Многие тысячи обитателей трущоб посещали Халл-хаус в разное время. Благодаря поддержке состоятельных чикагских филантропов возможности Халл-хауса значительно возросли; он насчитывал теперь тринадцать зданий, заметно расширились образовательная, социальная и рекреационная сферы деятельности.

Но благотворительная деятельность меценатов в ряде случаев сдерживалась попытками А. политическими методами улучшить жизнь бедняков. Халл-хаус немало способствовал принятию первого в Иллинойсе закона об инспекции фабрик в 1893 г., двумя годами позже в Халл-хаусе был издан социологический обзор предприятий с потогонной системой труда, густонаселенных жилых кварталов и т.п. Под давлением Халл-хауса был создан и первый в стране суд по делам несовершеннолетних (1889). А. использовала свое влияние для разработки законодательства о детском и женском труде, обязательном посещении школы и технике безопасности в промышленности. Как и другие образованные женщины, она занялась лоббизмом, собирая данные, ведя статистику и воздействуя на общественное мнение.

Твердо убежденная, что «моральные силы женщин» должны выражаться в голосовании, А. принимала участие в чикагской кампании суфражисток 1907 г., с 1911 по 1914 г. она являлась вице-президентом Американской ассоциации за избирательное право женщин, присутствовала на съезде Международного союза женского избирательного права в Будапеште. По мнению А., природа наделила женщин всем необходимым для участия в жизни общества, и, получив гражданские права, женщины могли бы внести в решение социальных проблем гораздо больший вклад. После принятия прогрессивной партией конвенции 1912 г. А. пересмотрела отношение к кандидатуре Теодора Рузвельта, проведя кампанию в его поддержку.

С началом первой мировой войны А. приняла участие в движении пацифистов. В январе 1915 г. она была избрана председателем вновь созданной Женской партии мира. Несколько месяцев спустя вместе с Эмили Грин Болч А. участвовала в работе Международного конгресса женщин в Гааге. К этому же времени относится безуспешная попытка с помощью нейтральных стран добиться перемирия между воюющими государствами.

Когда США в 1917 г. вступили в войну, А. не изменила своим пацифистским взглядам. Она протестовала против мобилизации, в разгар военной истерии организовала кампанию защиты немецких иммигрантов, сотрудничала с Американской администрацией помощи (АРА), руководимой Г. Гувером, с целью оказания продовольственной помощи детям и женщинам Германии. В 1920 г. А. была в числе основателей Американского союза гражданских свобод. В то время ее взгляды разделяли немногие; пресса поносила А., Рузвельт называл се «могучей мышью», а министерство юстиции установило за ней надзор. По обвинению в подрывной деятельности и предательстве она была исключена из Союза дочерей американской революции, ставились ей в вину и коммунистические взгляды.

Ее приверженность к миру не кончилась с войной в Европе. В 1919 г. А. была избрана президентом Международной женской лиги за мир и свободу, обязанной своим появлением Гаагскому конгрессу 1915 г. Лига выступала за «решение конфликтов за счет человеческой солидарности, умиротворения и мирового сотрудничества, установления социальной, политической и экономической справедливости для всех без различия пола, рас, классов и религии».

А. считала, что политика пассивного сопротивления, пропагандируемая Махатмой Ганди, сама по себе не гарантирует мира, сохранить который может только организованное давление на правительство. Под руководством А. Международная женская лига стремилась устранить военную опасность через пересмотр мирных договоров, отказ от воинской повинности, всеобщее разоружение, прекращение выплат по репарациям. Совместно с Эмили Грин Болч, секретарем-казначеем лиги, А. пыталась воздействовать на Лигу Наций, добиваясь ее демократизации путем признания прав меньшинства. Пошатнувшееся здоровье заставило ее выйти из Женской лиги в 1929 г.

В 1931 г. (после повторною представления) А. стала первой американкой, удостоенной Нобелевской премии мира как «подлинный делегат всех миролюбивых женщин мира». А. разделила премию с Николасом Мьюррэем Батлером. Нездоровье помешало ей присутствовать на церемонии награждения.

Всю свою жизнь А. провела среди женщин. Из-за болезни позвоночника она не могла иметь детей и не вышла замуж. Друзья вспоминали ее как человека дружелюбного и отзывчивого, хотя и склонного замыкаться в себе. Ее связывала самая теплая дружба с Эллен Гейтс Старр и Мэри Розет Смит. В последние годы жизни А. проводила больше времени у М. Смит, чем даже в Халл-хаусе. Она умерла от рака 21 мая 1935 г. и похоронена в Седервилле, на небольшом кладбище.

Деятельность А. оказала впечатляющее воздействие на гуманитарную сферу жизни общества. Работа в Халл-хаусе не только смягчила отчуждение и бедственное положение иммигрантов, но и послужила примером для организаторов таких учреждений повсеместно. Усилия А. по улучшению условий жизни на городских окраинах породили новую профессию социального сотрудника. Стремясь искоренить вражду между людьми, А. осталась пацифисткой, несмотря на сильнейшее давление в годы мировой войны. Военная истерия и травля красных не помешали ей последовательно выступать в защиту личных гражданских прав. Несомненной заслугой А. являются попытки влиять на правительства в пользу диалога и разоружения.

Для А. мир был не просто отсутствием войны, но условием человеческой жизни. Женщины, с их особой одухотворенностью, по мнению А., созданы для миротворчества. Она неоднократно подчеркивала «историческую роль женщин в осуществлении основных человеческих прав». Играя эту роль в течение многих лет, А. оставила яркий след в традиции американского реформизма.



БОЛЧ (Balch), Эмили Грин

8 января 1867 г. — 9 января 1961 г.

Нобелевская премия мира, 1946 г.

совместно с Джоном Моттом

Американская экономистка, провозвестница социальных реформ и активистка движения за мир Эмили Грин Болч родилась в старинном новоанглийском семействе близ Бостона (штат Массачусетс). Вторая дочь Фрэнсиса Вернье Болча и Эллен Марии Нойес Б. была воспитана в традициях унитаризма, предусматривавшего строгость мышления, самодисциплину и высокие требования морали. Отец Б. был состоятельным адвокатом, в прошлом — помощник Чарлза Самнера, пацифиста и аболициониста.

На примере биографии Б. можно видеть, насколько расширились в конце XIX в. возможности получения образования для женщин. В 1886 г. Б. поступила в недавно созданный женский колледж, и три года спустя ей была присвоена степень бакалавра; преподаватели характеризовали Б. как человека «неподражаемой красоты души». В течение следующих двух лет Б. посещала лекции в Сорбонне, изучая французскую систему помощи бедным.

Вернувшись из Европы в 1891 г., Б. стала социальным сотрудником Бостонского общества помощи детям. В следующем году совместно с энтузиастами домов-коммун она основала в Бостоне Денисон-Хаус. Тогда же Б. увлеклась профсоюзным движением и в 1893 г. вступила в Федеральный союз труда. Но, ощущая постоянную потребность «приносить пользу», Б. вскоре пришла к выводу, что более эффективным будет преподавательская деятельность, в рамках которой можно было бы «пробуждать в ученицах желание трудиться для улучшения социальных условий». Вдохновленная этой целью, Б. принялась за изучение экономики в колледже Гарвард-Эннекс (позже переименованном в Рэд-клифф-колледж), в Чикагском университете, завершив образование в Берлинском университете (1896).

Завершив обучение, Б. начала преподавать экономические науки в колледже Уэльсли, где ее коллегами стали Кэтрин Коман, Вида Скаддер, Эллен Хэйес. Необычные по тематике и содержанию курсы Б. освещали вопросы социализма, теории потребления, труда, иммиграции, роли женщин в экономике. Одна из ее учениц, Мэри Вьюмен, позже рассказывала, что Б. стремилась донести до слушателей необходимость отказа от классовых и расовых предрассудков.

Академические занятия Б. дополнял интерес к реформизму, постепенно она сблизилась с людьми радикальных взглядов. Б. часто поддерживала непопулярные забастовки, в 1902 г. она стала одним из основателей бостонского отделения Женской профсоюзной лиги, организации, добивавшейся повышения зарплаты и лучших условий труда для женщин. Объявив себя социалисткой в 1906 г., Б. стала исполнять различные государственные и муниципальные обязанности. В 1913 г. она возглавила комиссию по минимальной заработной плате, которая провела первый национальный закон о минимуме оплаты труда.

Увлечение Б. социальными вопросами не только обогатило ее преподавательскую деятельность, но и побудило к научной работе. В 1904...1906 гг., изучая проблемы иммиграции и расизма, она посетила ряд славянских общин в США и даже совершила поездку в Австро-Венгрию, откуда прибывала основная масса иммигрантов. Результатом исследований стала публикация книги «Наши сограждане — славяне» («Our Slavik Fellow Citizens», 1910), где опровергнуты взгляды о расовой неполноценности славян, на которые опирались требования об ограничении иммиграции. В 1913 г. Б. заняла профессорскую должность в колледже Уэльсли и была на пять лет избрана деканом отделения экономики и социологии.

С началом первой мировой войны Б., Джейн Аддамс и 40 других активисток образовали делегацию США на Международном конгрессе женщин 1915 г. в Гааге; стремясь выработать план окончания войны, Б. пришла к выводу, что международный пацифизм наиболее подходящее средство для выражения ее взглядов. В течение двух лет Б. писала статьи для либерального журнала «Нэйшн», выступая против войны, мобилизации, законодательства о шпионаже. Как член Комитета против милитаризма (существовал до возникновения Американского союза гражданских свобод) Б. защищала противников войны и принимала участие в их демонстрациях. Администрация колледжа Уэльсли неоднократно выражала недовольство взглядами Б., и в 1918 г. она оставляет работу.

С тех пор Б. полностью посвятила себя борьбе за мир. В 1919 г. она участвовала в работе 2-го Международного конгресса женщин, учредившего Женскую международную лигу за мир и свободу. Первый секретарь-казначей лиги Б. видела цель организации в отказе от воины. В связи со своими новыми обязанностями она вступила в тесный контакт с только что созданной Лигой Наций. Переписка с ее руководителями показывает широту интересов Б.: среди обсуждавшихся вопросов — международное разоружение, вступление в Лигу Албании, борьба с наркоманией, защита прав меньшинства.

В 1926 г. Б. представляла Женскую лигу в комиссии, обследовавшей условия жизни в оккупированной Гаити; отчет комиссии, одним из авторов которого была Б., рекомендовал вывод американских войск и самоуправление острова. Б. находилась у истоков межнациональных воскресных школ. Отдавая много сил работе в различных комиссиях, Б. отличалась также способностью примирять различные точки зрения, приводить спорящие стороны к согласию. Стремление к сотрудничеству, по мнению Б., на международной арене могло бы обеспечить прочный мир.

В 30-е гг., встревоженная гонениями на евреев в нацистской Германии, Б. приняла участие в судьбе беженцев. Начало второй мировой войны поставило Б. перед необходимостью определить свое отношение к пацифизму. После нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Б. отошла от абсолютного пацифизма и приветствовала вступление Америки в войну. Однако от имени Лиги она оказывала помощь американцам японского происхождения, интернированным в специальные лагеря. Б. осудила правительственную политику, нацеленную на безоговорочную капитуляцию Японии, полагая, что это затянет войну; в 1944 г. она представила президенту Франклину Д. Рузвельту предложения о послевоенном умиротворении.

В 1946 г. Б. стала второй американкой, удостоенной Нобелевской премии мира. Она была награждена за «многолетний, неутомимый труд на благо мира». Б. разделила премию с Джоном Моттом. Болезнь сердца помешала ей присутствовать на церемонии вручения, Нобелевскую лекцию «К единству человечества. Преодолеть национализм» она представила позже, во время поездки в Норвегию в апреле 1948 г.

Поднимаясь над традицией, разделяющей народы, Б. считала себя дома повсюду, где бы она ни находилась. Она называла себя «безличным существом», способным жить одними книгами, религией и природой. «От нас не требуется поклонение той или иной утопии, вера в превосходный мир, — говорила Б. в Нобелевской лекции, — надо всего лишь вооружиться мужеством, надеждой, готовностью к труду и сохранить идеалы достоинства и великодушия».

В 1956 г. Б., не имевшая семьи, переехала в Кембриджскую лечебницу (штат Массачусетс), где и скончалась в 1961 г.



Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

Сайт управляется системой uCoz